НА ПРОШЛОЙ неделе правительство рассмотрело очередную концепцию развития автопрома. Коротко ее можно сформулировать словами одного из разработчиков - руководителя департамента Минпромнауки Николая Сорокина: "На это надо очень много времени и денег. Ни того, ни другого в России нет".
ПРИЗНАЛИ, что спасти национальный автопром можно, лишь сделав его частью транснациональных корпораций. Именно по такому пути пошли Китай, Чехия, Польша, Венгрия, Бразилия, Турция... Нельзя сказать, что это - не наш путь. Вся история отечественного автопрома - от "Победы" до "Жигулей" - это попытки "слизывать" западные аналоги. Сегодня в России реально оформленных совместных предприятий пока семь. А продукцию выпускают и вовсе два (см. таблицу).
Мировой автомобиль
САМОЕ успешное - "Автотор-холдинг" - собирает в Калининграде "Киа". Причем все детали ввозятся беспошлинно. Правда, транспортировка все равно обходится дорого, так как партии крошечные. Да еще по дороге что-нибудь может поцарапаться или отвалиться. В итоге цена получается практически как у машины, которая приходит в Россию готовой.
Вскоре после "Киа" на том же заводе начали собирать "БМВ". Но радость длилась недолго. "У холдинга появились некоторые проблемы. Один из акционеров решил выйти из доли и забрать с собой производственные помещения, - рассказывает Валерий Соколов, президент "Автотор-холдинг". - Но, надеюсь, эти проблемы мы решим".
Еще одно работающее предприятие - Таганрогский автомобильный завод, бывший комбайновый. Делает все те же "Киа". Корея за эти годы вложила в российский автопром без малого миллиард долларов.
Вот, собственно, и все. Остальные СП дальше переговоров пока не ушли. Еще в 1996 году Борис Немцов собирался скрестить "Волгу" с "Фиатом". Даже выбил кредит ЕБРР. Сейчас у завода новый собственник - "Сибирский алюминий". Его представитель Владимир Зеленцов говорит так: "Необходимо запретить ввоз старых иномарок, даже если они в чем-то лучше. Тогда мы будем думать о партнерстве с иностранными производителями".
В 1998 году "Ижмаш" попытался скооперироваться с чешской "Шкодой". С тех пор "Шкода" поменяла хозяина, но за руль нового автомобиля мы так и не сели. "Ижмаш" и "Фольксваген" (новый владелец) не смогли договориться. Немцы выдвинули условия: отдать весь завод под выпуск иномарок. Для руководства "ИЖа" это означало потерю контроля над предприятием. На это они пойти не смогли.
Долго не принимал решения американский гигант "Дженерал Моторс". Первоначально планировалось производить в России "Опель-Астра" из "родных" деталей. Но, как ни старались, дешевле 13-15 тысяч не получалось. Тогда переключились на "Ниву-2123", которая должна пойти в производство с сентября. "Она будет стоить для российского потребителя меньше 8 тыс. долл. Когда потребности в автомобилях дороже 10 тыс. долл. в России вырастут, мы, наверное, и начнем производить другой автомобиль. Может быть, "Опель-Астра", - говорит президент "ДМ-АвтоВАЗ" компании Джон Милонас.
Но назвать новую "Ниву" совместной можно весьма условно. Она почти целиком будет состоять из отечественных комплектующих. От "Дженерал Моторс" получит только имя и контроль за качеством. "Одной из претензий к "Ниве" были сиденья, - рассказывает вице-президент "ДМ" Дэвид Херман. - В новый автомобиль мы вставляем сиденья от "Опеля-Астры". Мы командируем наших специалистов по качеству на заводы поставщиков и даже на заводы поставщиков этих поставщиков".
Правда, половину новых "Нив" СП планирует отправлять на экспорт - там их можно продать дороже.
Не заманишь
СТРЕМЯСЬ заманить к себе иностранцев, наше государство даже не пожалело льготы. Не для всех, конечно, но Таганрогский автомобильный завод, московский "Автофрамос" (который пытался делать "Москвичи" из запчастей "Рено"), всеволожский "Форд Мотор" и "Нижегород Моторс" ("Волга" плюс "Фиат") имеют разрешение не платить пошлины на ввозимые комплектующие. "Только они этими льготами не пользуются, - говорит Алексей Сереженкин, зам. руководителя департамента Минпромнауки. - Основное условие - ежегодно должна наращиваться доля российской составляющей в этих СП. Через 5 лет иномарка должна наполовину состоять из российских комплектующих. А где их взять? Иностранные инвесторы пытаются найти партнеров на наших заводах. Вот "Форд" вышел на Кинешемский завод. Но "Форд" планирует собирать у нас 25 тысяч автомобилей в год. А 25 тысяч элементов подвески - это нерентабельное производство".
В первоначальном варианте концепции, том, который так и не дошел до правительства, четко оговаривались причины, почему в России не идут СП. По сути, их всего две: отсутствие у населения денег и наличие собственного автопрома, "приспособленного к удовлетворению потребностей большинства". "До сих пор среда для ведения бизнеса в России остается самой рискованной средой во всем мире", - говорит вице-президент "ДМ" Дэвид Херман.
С 1 мая правительство обещает повысить-таки пошлины на подержанные иномарки. Так что чужих нормальных машин у нас скоро не будет. А вот появятся ли свои - это еще вопрос.