Примерное время чтения: 5 минут
90

Нашему автомобилю - иностранную отвертку?

ХОТИТЕ новую БМВ всего за 5000 долларов? Судя по отчетам правительства, до такой радости - рукой подать...

РОВНО три года назад правительство приняло документ под громким названием "Концепция развития отечественного автопрома". Нам в очередной раз пообещали народный качественный отечественный автомобиль. Нельзя сказать, что прошедшие годы минули безрезультатно. Например, немецкие подержанные машины подорожали примерно на треть и стали не по карману. Концепция победила иностранный "секонд-хенд": благодаря новым пошлинам его стали привозить в полтора раза меньше. А где же застряли наши авто?

"Калина" - это то, что обещал в середине 90-х Березовский

- КОНЦЕПЦИЯ полностью провалилась, - считает сотрудник Научно-исследовательского института экономики и управления в автомобильной промышленности Виктор Гордиенко. - Все российские автозаводы сокращают производство. Да и качество оставляет желать лучшего. Я бы не раздумывая предпочел двухлетний "Пежо 206" любому российскому автомобилю, даже самому новому и самому дорогому.

С экспертом трудно не согласиться, тем более что, например, давно обещанной АвтоВАЗом "Калины" в широкой продаже пока не видно. Не говоря уже о том, что разрабатывать эту модель начали еще в середине 1990-х! Это, между прочим, тот самый народный автомобиль, который обещал нам Борис Абрамович Березовский, собирая ваучеры через концерн "AVVA". Дождались наконец!

А за годы действия концепции ни одной новой модели легкового автомобиля так и не появилось. Даже хваленая "Нива-Шевроле" - на самом деле модель "Нива-2123", разработанная еще десять лет назад, единственное отличие - американский значок на капоте. ГАЗ тоже так и не запустил в серийное производство обещанные внедорожники "Комбат" и "Тигр". И Ульяновский автозавод не предложил ни одной новой легковой модели.

- Да, ожидания пока не оправдались, - отмечает директор Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) Игорь Венгеров. - Российские легковые модели устарели, кроме того, безобразно дымят и отравляют окружающую среду. Некоторые производители так и не перешли на стандарт качества "Евро-2". А Европа уже делает двигатели по стандарту "Евро-4".

Еще концепция предусматривала создание сетей фирменных сервисов и системы контроля техсостояния автомобилей.

- Ничего этого по-прежнему нет. А пока люди не смогут на законных основаниях предъявить претензии, производители будут выпускать некачественную продукцию, - добавляет директор НИИАТ.

Эксперты убеждены: единственное, на что нацелена концепция, - отдать весь наш автопром под отверточную сборку. Правительство считает, что у нас это неплохо получается. Разве не хорош, скажем, "Форд Фокус"? За ним даже очередь выстроилась. Только не надо забывать, что и здесь мы уже отстали минимум на 4 года: эта модель в Европе и Америке появилась в 1998 году. Есть еще корейская KIA, она одной из первых пришла в Россию - аж в 1997 году. Через два года на том же заводе "Автотор" в Калининграде стали собирать немецкие BMW. Но производство здесь по-прежнему штучное, и цена все равно далеко не "народная".

В любом случае все сборочные производства заработали задолго до принятия концепции. А вот после ее введения в Россию не пришла больше ни одна иностранная компания. Да и наши автопроизводители так ничего и не предложили.

Хорошенький бизнес - отдать полмиллиарда, чтобы получить 15 миллионов!

А ТЕПЕРЬ давайте посчитаем, во что же обошлась России концепция. Вот какие данные "АиФ" получил в Государственном таможенном комитете. В 2002 году, до изменения пошлин, в Россию ввезли почти 629 тысяч иномарок. А через год, когда защитные меры заработали на полную катушку, через таможню прошло менее 492 тысяч машин. Естественно, и таможенные платежи сократились. По самым скромным подсчетам, госбюджет только на сокращении ввоза подержанных иномарок за один год потерял примерно 0,5 млрд. долл.

А что принес в казну автопром? "Автотор", собирающий KIA и BMW в Калининграде, пользуется льготами (Калининград - свободная экономическая зона). А налогов платит примерно по 15 млн. "зеленых" в год. Хорошенький бизнес: упустить 500 млн., чтобы получить 15! Пользуется налоговыми послаблениями и СП "GM-АвтоВАЗ". Завод "Форд" во Всеволожске тоже имеет льготы. Правда, компания вложила в Россию 150 млн. долл. Конечно, иностранцы инвестируют в нашу страну, создают рабочие места. Но это капля в море. За последний год россияне купили 355 тысяч новых иномарок, почти в 2 раза больше, чем в 2003 году. Те, у кого есть деньги, выбирают иностранное, отечественные же машины берут от безысходности, от невозможности купить настоящую иномарку. Выходит, все хваленые "защитные меры" защитили не своего производителя и даже не карман своего покупателя, а и без того богатые иностранные автоконцерны. Между тем нам всем бы хотелось, чтобы развивался именно отечественный автопром.

За комментариями "АиФ" обратился в Минпромэнерго. Удивлению нашему не было предела - чиновники и впрямь убеждены, что концепция отечественному автопрому помогла.

- Из 44 мероприятий, предусмотренных концепцией, уже реализовано порядка 30, направленных на повышение качества автомобилей и запчастей, и около 10, нацеленных на защиту автомобильного рынка. Много сделано для стимулирования обновления парка автомобилей, - отрапортовал "АиФ" замминистра промышленности и энергетики Андрей Реус. - То есть практически все запланированные мероприятия выполнены. Эффект можно увидеть уже сейчас: количество совместных предприятий растет, а отечественные производители качественно улучшают российские автомобили.

Я что-то не заметил. А вы?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно