Ген чтения мутирует

   
   

Каждый раз, приходя в книжный магазин, я вижу, как посетители отдела детской литературы мучаются, не зная, на чём остановить свой выбор.

КТО-ТО покупает наугад, прельстившись яркой обложкой, другие, увидев знакомых с детства авторов, хватают эти произведения. Взрослых не интересует, что скрывается под обложкой, какие там иллюстрации и что они приобрели для ребёнка - оригинальную вещь, сочинение неизвестного автора по мотивам известных произведений или бумажную версию американского мультсериала. Оказалось, не только я замечаю царящее вокруг равнодушно-потребительское отношение к детским книгам. В Москве проходил круглый стол "Проблемы детского чтения", где встретились люди, которым небезразлично, что подрастающее поколение, общающееся через Интернет, не видит смысла сидеть за книжкой. Кто вырастет из "придатка к компьютеру", мимо внимания которого прошли сокровища мировой литературы? Неумеющий двух слов связать менеджер с мобильником и "клавой" в руках?

Михалков - вчерашний день

Наталья МАЛАХОВА, психолог Российской государственной детской библиотеки:

- МЫ ПРОВОДИЛИ опрос среди "идеальных" родителей, которые регулярно приводят к нам детей за новой книгой. Меньше половины из них читают ребёнку каждый день, 24% делают это раз в неделю. А семилетним первоклассникам лишь каждый пятый родитель читает ежедневно. Логика такова - если ребёнок начал читать, то есть складывать буковки в слоги, а слоги - в слова, то он должен читать самостоятельно. Так из эмоционально привлекательного процесса, когда мама читает, а ребёнок переживает за героев, чтение превращается в... школьный предмет. Подбирая ребёнку литературу, родители берут книги своего детства - Гайдара, Барто, Михалкова, Бичер-Стоу, Дюма, Жюля Верна, Майна Рида. А дети предпочитают Роулинг, Милна, Кэрролла, Янсон, Веру Крюкову, Остера. Выходит, родители, даже те, кто читает детям, не понимают значения современной литературы, того, что сейчас ребёнку интересно. Они как застряли на Михалкове и Барто, так и сидят там.

Интернет не развивает речь

Ольга МОНЧАКОВСКАЯ, преподаватель русского языка школы N 499:

- ЕСЛИ судить по объёму, восприятие текстовой информации сейчас приобрело глобальные масштабы - рекламные плакаты, газеты, журналы на каждом углу. Но детский мозг не резиновый и информацию усваивает дозированно. Кроме того, изменились жанровые предпочтения. Если вам не интересны оды XVIII века, то детям - проблемы романов XIX века. Пелевина можно хвалить или ругать, но молодёжь его читает. Популярность мистико-фэнтезийной среды тоже объяснима - дети не начитываются сказками, потерявшими свою актуальность. Ведь всё, что раньше было в сказке волшебного и фантастического, в сегодняшней жизни уже реализовалось. Но это не значит, что современные дети исключены из духовной жизни. Чрезвычайно развивается блоггерство - 70% дневниковых записей в Интернете создаются авторами от 12 до 25 лет. На страницах сетевых дневников обсуждаются книги, статьи. Дети переводят через Интернет литературу, которая пока не издана на русском языке. Но остаётся актуальной проблема эстетического вкуса - ведь речевая культура, которую СМИ внедряют в сознание подростков, впитывается ими как образец.

Татьяна ЖУКОВА, президент русской школьной библиотечной ассоциации:

- КАК объяснить простому человеку, что чтение и стиль мышления - связанные вещи? Если до 12 лет ребёнка не научить читать качественно, дальше он будет лишь зубрить параграфы. Потом не станет креативной творческой личностью, спрос на которую так возрос на современном рынке труда, значит, у него не будет жизненного успеха и сам он будет духовно малоразвитым человеком.

Злодеи не читают

Людмила ДУДОВА, завкафедрой филологического образования Московского института открытого образования:

- ТЕХНИЧЕСКИЙ текст или газету прочитать проще, чем художественный текст. Дело даже не в сложности определения метафор, эпитетов, особенности композиции. Трудность, на которую сами школьники обращают внимание, из разряда духовного сопереживания. Наши дети утрачивают способность сопереживать и сочувствовать.


1. Прежде чем дать ребёнку книгу, обязательно прочитайте её сами. Тогда у вас будет хорошая тема для разговоров с ним и вы будете уверены, что не подарили откровенную макулатуру или пошлый третьесортный детектив. Но не надо навязывать малышу свои любимые детские произведения.

2. Бесполезно заставлять отпрыска читать, если вы не делаете это сами.

3. Читайте вместе как можно чаще, например, чтение перед сном - отличный способ утихомирить ребёнка, а чтение по ролям превращается в яркий спектакль.

4. Ходите в книжный магазин ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ, помогите ему самому выбрать книгу.

5. Помните, читать надо с удовольствием, выразительно. Бубнёж и монотонная манера вызовут лишь отвращение к печатному слову.

Смотрите также: