Хотя великая польза книжного чтения для развития личности доказана опытом тысячелетий, полезно посмотреть на проблему и с точки зрения современной социологии. Так вот, в результате исследований оказалось, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить на более высоком теоретическом уровне, схватывать целое и выявлять противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать любую ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее их излагают на бумаге, легче вступают в контакты, более приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Какие родители не захотят, чтобы их ребенок не имел таких достоинств? Но на деле любое достижение требует большой воли, упорства, душевных и материальных затрат.
Кроме книг нужен пример
Престиж чтения у ребенка во многом зависит от того, какой пример ему подают взрослые, в первую очередь родители. Поэтому так важна читательская атмосфера семьи.
Но к сожалению, согласно данным исследования Российской государственной детской библиотеки, около половины родителей мало интересуется проблемой приобщения ребенка к чтению. Такие семьи "замкнуты" только на теле- и видеопередачах. Разумеется, есть и родители, заинтересованные в приобщении детей к книжному богатству - примерно треть -, но в руководстве чтением им не хватает подготовки, знания особенностей ребенка как читателя. Есть и такие мамы и папы (их около 22 процентов), которые для развития ребенка делают многое, иногда даже устраивают совместные семейные чтения. Но о книгах для детей они информированы мало. Не все получается, когда они берутся формировать домашнюю библиотеку: лучших книг "золотой полки" для дошкольного возраста немного, полка перегружена сказками в ущерб поэтическим и научно-познавательным произведениям.
Уровня компетентности не хватает и другим воспитателям дошкольника - сотрудникам детского сада. Как правило, они использует упрощенные или сокращенные произведения разных жанров, что подрывает в глазах ребенка авторитет книги. Самые же компетентные консультанты - библиотекари - пока что мало работают с семьями. В результате литературное развитие ребенка серьезно страдает.
От "надо" к "хочу"
В младшем школьном возрасте ребенок постепенно превращается в самостоятельного читателя, с собственными привычками, вкусами, интересами в области книг. Как правило, дети, уступающие по уровню литературного развития, в умении читать и писать заметно отстают. Школа же, невзирая на эти различия, предъявляет единые требования к литературному обучению, заложенные в программах. Дети вынуждены много читать "по обязанности", нередко то, что не учитывает их возрастные интересы и потребности. В результате усиливается разрыв между "нормативным" и "свободным" чтением.
Однако для тех, кто умеет и любит читать, граница между "хочу" и "надо" достаточно условна - их привлекает все, что способно удовлетворить любопытство, возбудить воображение, взволновать детскую душу. Другое дело, что ребенок не получает всего того, что ему способна дать культура.
Так, исследования показывают, что в читательском рационе младшего школьника редко встречаются сказки, вошедшие в золотой фонд детского чтения (А. Погорельского, К. Паустовского, Л. Кэррола и др.), в нем также мало лучших сказочных произведений, принадлежащих перу современных писателей (Э. Успенского, Г. Остера, С. Козлова, Т. Янссон, Б. Заходера, И. Зиедониса, Э. Рауда и др.).
Что касается репертуара досугового чтения, то он наполовину состоит из произведений зарубежной классики - Д. Свифта, Ф. Рабле, Д. Дефо и др., наполовину из классиков советской литературы - Н. Носов, А. Волков, Л. Лагин и др. Новой ориентацией в чтении детей младшего школьного возраста является обращение к лучшему мировому детективу (К. Дойл, А. Кристи), а также чтение серии "детский детектив". Однако и здесь в круге чтения младших школьников мало поэтических книг, недостаточно научно-познавательной литературы.
Вывод исследователей: читательский кругозор детей младшего школьного возраста редко отличается широтой, в результате стабильная привычка к чтению не вырабатывается.
Кто покоряет вершины слова
В подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование личности очень велико: с помощью книг ищутся ответы на жизненно важные вопросы. На первом месте в "типичном репертуаре" середины и конца 90-х стояла художественная литература, прежде всего классическая: А. Дюма, А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Э. Войнич, Ф. Купер, К. Дойл, Г. Уэллс, Ж. Верн, И. Ефремов, А. Кристи, А. и Б. Стругацкие и др. По сравнению с советским периодом, исчезло единообразие в чтении девочек и мальчиков. У молодых людей сегодня на первом месте - фантастика и приключения, у их сверстниц - романы "из взрослой жизни" с девушкой или женщиной как главной героиней книги (Ш. Бронте, Э. Золя, Ж. Санд, Р. Гюнтекин, К. Маккалоу и др.).
Второе место в чтении подростков занимает традиционная "классическая приключенческая литература" - М. Рид, Р. Стивенсон, Л. Буссенар и др. Сюда следует добавить некоторых возвращающихся в детское чтение авторов: Э. Берроуза, Р. Хаггарда, Л. Жаколио и пр. Но вместе с тем русская классическая литература занимает в репертуаре чтения подростка скромное место и является преимущественно "деловым" чтением. В результате опросов выяснилось, что подростки крайне мало интересуются поэзией, книгами по искусству. Согласно данным исследователей, для большинства подростков чтение не является ежедневным занятием, устойчивая привычка к нему формируется лишь у трети из них.
Подводя итог, можно сказать о том, что в структуре свободного времени подрастающих поколений доля чтения существенно сокращается. Оно так и не становится любимым занятием для огромного числа детей разного возраста. Возрастает число читающих только по школьной программе или ограничивающихся периодикой.
В досуговом чтении больших групп подростков ярко проявляются две тенденции: они вообще перестают читать или читают исключительно приключенческую литературу. У подростков продолжает развиваться отношение к чтению как к развлечению. Именно эта ориентация не позволяет юным осознать его ценность для самообразования.
Между тем как раз сегодня, в эпоху непрерывного самообразования, особенно важными становятся развитая культура чтения, а также информационная грамотность - умение находить и критически оценивать информацию. Происходящие серьезные изменения в содержании образования требуют изменений в читательском поведении, которое должно стать более индивидуальным, самостоятельным, прагматичным. Может ли ребенок, не привыкший к чтению, ответить на эти запросы времени?
Родительский контроль или детский выбор?
Так уж устроен человек, что в подростковом возрасте ему свойственен интерес ко всему необычайному, загадочному, к тайнам природы. К великому сожалению этот интерес, который мог бы стать двигателем развития молодого человека, удовлетворяется "ужастиками", "кичем", "чтивом", низкопробными триллерами, детективами, фантастикой, приключениями, мистикой. Происходит замещение серьезной, более сложной для восприятия, но необходимой детской книги, шедевров мировой литературы, более легкой развлекательной продукцией массовой культуры.
Дети и подростки читают то, что им более доступно, оставляя выбор книги за собой. Круг их чтения практически никем не контролируется, или контроль осуществляется в форме запретов. Примерно треть подростков отмечают, что родители запрещают читать им "взрослые" книги о сексе, ужасах и убийствах. При этом родительские запреты, как правило, малоэффективны. И все более актуальной становится проблема помощи юному читателю в выборе литературы в условиях нашествия на Россию "вестернизированной" массовой культуры.
Не прозевать поворот
В читательском развитии ребенка есть ряд "критических точек", на которые родители должны обратить особое внимание.
К первой следует отнести обучение технике чтения и раннее литературное развитие в дошкольном возрасте. В это время необходимо не только научить ребенка читать, но и организовать дома насыщенную "книжную среду".
Другая, еще более знаменательная критическая точка - младший школьный возраст, когда у ребенка возникает устойчивая привычка к чтению (или, наоборот, нечтению книг) - тот период, когда на всю жизнь возникает любовь к Книге и она становится его постоянным спутником, открывая все новые горизонты.
Опасность, которая подстерегает родителей в эти периоды, как это ни странно, иногда связана не с отсутствием заботы о чтении ребенка, а наоборот, с довольно распространенной ошибкой заботливых родителей, которые часто и много читают ребенку сами. Желая побыстрее приучить его к книге, они упускают момент, когда необходимо помочь ребенку преодолеть барьер первоначального медленного, неуверенного чтения, начать читать самостоятельно и получать удовольствие от чтения.
Родителям подростка необходимо уделить особое внимание, прежде всего, репертуару его чтения. Не стоит пускать процесс "на самотек", думая, что юный читатель станет сам выбирать из литературы только лучшее.
Поскольку каждый период читательского развития ребенка имеет свои критические точки, то требуется постоянное внимание к его чтению до тех пор, пока он не станет человеком с высокой культурой чтения. И возможно именно этому тихому, но великому событию в жизни каждой личности - обретению статуса Большого читателя - родители и ребенок будут радоваться потом всю жизнь, вспоминая о том, какие трудности и праздники им пришлось пережить на этом тернистом пути.