Читают или не читают наши дети?
В такой постановке на этот вопрос можно ответить только положительно. А разве можно, не читая, учиться в школе? Что-то, конечно, услышишь на уроке от учителя, но ведь условие задачи нужно прочитать, задание к упражнению тоже, иначе можно сделать вдвое больше, а заработать "тройку". Да что там, даже в компьютерных играх нужно читать...
Другое дело, если мы спросим, а читают ли наши дети те книги, которые мы сами читали в детстве? Или читают ли они, неслухи, то, что мы им советуем? И вообще, что они читают и как воспринимают?
Специалисты РГДБ (библиографы, психологи, социологи) изучают чтение детей и подростков с разных точек зрения и имеют возможность знакомиться с результатами исследований, которые проводятся в других библиотеках России.
Некоторыми результатами наших исследований хотим поделиться.
Что читает подрастающее поколение?
Сначала давайте поразмышляем, какую книжную (журнальную, газетную) среду мы для них создаем. Часто ли мы, взрослые члены семьи, покупаем для них книги и какие? Часто ли интересуемся, когда они в последний раз были в библиотеке и что там взяли? А какой любимый литературный герой у друга сына, у подруги дочки? Часто ли делимся воспоминаниями о книгах, которые сами читали в детстве? Только без назидания на тему "Вот я в твои годы...".
Результаты исследований социологов детского чтения РГДБ (с публикациями можно познакомиться на сайте библиотеки) свидетельствуют о довольно широкой литературной осведомленности школьников. В ответ на вопрос о любимой книге называют и книги, которые помнят с детства, и те, с которыми познакомились на уроке по школьной программе, и те, что изданы местными издательствами, а значит, есть в ближайшей библиотеке. Называют и широко разрекламированные, экранизированные, те, на основе которых сделаны компьютерные игры. Гораздо больше, чем прежде, называют в качестве любимых энциклопедические издания. Очень многие читают преимущественно журналы. А среди них, увы, редко упоминаются познавательные, развивающие издания. Ведь на лотках и в киосках призывно выставлены совсем не те журналы, которые родители и библиотекари хотели бы видеть в руках у своих детей.
И, конечно, у восьмилетних детей и тринадцатилетних, например, отношение к чтению, картина чтения, читательские интересы и предпочтения разные.
Психологи считают, что потребность в чтении формируется к двенадцати годам. Позже с этим у человека будут большие проблемы. Хорошо, если все заинтересованные взрослые: родители (бабушки и дедушки, конечно, тоже), учителя, библиотекари - объединят усилия по сохранению книжной культуры в нашем обществе.
Чтение мальчиков и чтение девочек
Очень интересный результат мы получили при анализе материалов, собранных в Тульской области в конце 2000 года. Детей и младших подростков просили назвать любимую книгу. И вот оказалось, что репертуар любимых книг у девочек и мальчиков 9-11 лет значительно различается. Лишь 17,5% (!) названных любимыми книг у них совпали.
Потом исследователи стали выяснять, почему ему или ей нравится именно эта книга. Названные "причины" любви к той или иной книге оказались очень схожи: интересная, увлекательная, захватывающая, веселая, смешная; потому что тема нравится (о любви, историческая и т.п.). Некоторые ценят "поучительность" (учит добру, силе духа и пр.); некоторые отмечают "познавательность". Правда, мальчики гораздо чаще, чем девочки, упоминают такие "причины любви" к книге, как "нравятся герои" и "много волшебства, сказочного".
Таким образом, для удовлетворения сходных потребностей (в данном случае интереса к какой-то тематике, ожидания переживаний и эмоций определенного характера) девочкам и мальчикам нужен различный литературный материал. В целом же с достаточной уверенностью можно говорить о следующем. При почти совпадающих критериях выбора книг для чтения, критериях их оценки и ожиданиях, связанных с чтением, круг реального чтения у девочек и мальчиков на четыре пятых разный. В нарушение сложившегося стереотипа об идеалистичности, мечтательности, психологической тонкости, чувствительности как о чертах, присущих в большей степени девочкам, чем мальчикам, результаты опросов рисуют нам другой образ современной девочки-читательницы. Это больший по сравнению с мальчиками практицизм, порой нежелание вникать в психологические тонкости отношений литературных героев. Они теперь меньше "уступают" мальчикам в проявлении интереса к фантастике, к детективному жанру, к книгам о технике, информатике, о войне... Хотя, повторю, конкретные книги для удовлетворения своего читательского интереса (жанрово-тематического) выбирают другие.
Между книгой и экраном
Иногда противопоставляют чтение книг компьютеру. "Нельзя сидеть столько у компьютера, нельзя столько путешествовать в Интернете!" Но, говоря так, мы тем самым увеличиваем зазор между собой и детьми, другого эффекта от таких наших речей нет.
Лучше посмотрите вместе с ребенком, какие возможности для чтения, для общения по поводу прочитанного есть в Интернете. Посмотрите сайты писателей, которые пишут для подростков и юношества (Д. Емец, С. Лукьяненко и др.). Познакомьтесь с высказываниями читателей их произведений в гостевых книгах и на форумах. Зайдите на сайт Детской сетевой библиотеки https://www.dedushka.net/
Некоторые подростки читают только в Интернете. Пусть читают: какая разница где, лишь бы читали хорошие книги! Есть сайты, которые можно рекомендовать детям, и это нужно делать нам, самым близким и заинтересованным людям.
Про маму, или Что будут читать наши внуки
Наверное, каждый взрослый может назвать любимую книгу своего детства. Он тогда еще был не читателем, а слушателем. А читала ему чаще всего мама. Так в большинстве случаев складывается жизнь, что с детьми больше всего времени проводит мама. Она объясняет ребенку мир, различные явления, обращает его внимание на узорные крылья бабочек и красные листья осин по осени, убеждает не бояться червяков и лягушек. Ей приходится отвечать на бесчисленные "почему?" дошкольника, часто прибегая к помощи книг: энциклопедий, словарей, познавательных рассказов. Хорошо, если они есть дома и можно их читать и рассматривать вместе с ребенком.
Младший школьник тоже задает много вопросов, но уже любит и сам объяснять и рассказывать, что он узнал на уроках. А слушатель - кто? Мама. С ней делятся проблемами, секретами, сомнениями...
Подростки уже больше ориентируются на сверстников, дорожат их обществом, их оценкой. Но авторитет родителей, и, прежде всего, мамы, для них по-прежнему очень высок. Так, например, в своих исследованиях чтения современных подростков специалисты РГДБ задавали вопрос: "Откуда вы узнаете о самом интересном и важном для себя?". Конечно, называли школу, учителей, друзей, телевидение и т.п. Но в 63% (т.е. больше половины) ответов были названы и родители.
Спрашивали мы также: "С кем из домашних ты обсуждаешь прочитанное?" Лидером в этом "рейтинге" с громадным отрывом является мама (37,9%). От 6 до 8% назвали папу, обоих родителей, бабушку, дедушку; 21,4% опрошенных назвали братьев и сестер. А в каждой пятой анкете (20,5%) находим пронзительно грустные ответы: "Ни с кем", "Сам с собой", "С кошкой", "С собакой". В 9,3% случаев этот вопрос остался без ответа.
И международные, и отечественные исследования дают основания утверждать, что основное влияние на формирование читательской судьбы ребенка в семье оказывает мать. Каков литературный багаж и методические установки в этой области реальных сегодняшних мам в нашей стране, мы не знаем. Целесообразно было бы провести специальное всероссийское исследование, потому что его в полной мере можно определить как изучение главного фактора чтения будущих поколений. Но самое общее представление о чтении будущих мам, сегодняшних школьниц, позволяют составить материалы локальных библиотечных исследований.
Результаты изучения чтения отчасти подтверждают распространенные представления о большей приверженности девочек к произведениям о природе и животных, о чудесах, о невероятных и загадочных событиях, о жизни замечательных людей, эстрадных звезд, кумиров; к книгам о сверстниках, изданиям по психологии и философии. Но к привычной картине читательских предпочтений современных детей и подростков (в аспекте гендерных различий) добавляются новые краски. Так, любительниц приключений и "ужастиков", книг по истории, технике, информатике, оказывается, не меньше, чем среди мальчиков. А среди любителей детективов преобладают именно читательницы.
Вот эти современные школьницы, через десять лет став мамами, в значительной степени определят облик юного читателя в нашей стране: его отношение к чтению, его вкус, критерии выбора, предпочтения...