В ПРОШЛОМ году социологи, психологи, издательства, Российская государственная детская библиотека провели исследования: читают ли современные дети? Треть опрошенных (возраст 10-15 лет) ответили, что они "любят читать, но не хватает времени". 27,6% подростков сказали, что "читают много". А примерно каждый десятый из опрошенных признался: "Читаю редко, не люблю". Мы решили разобраться, почему современная молодежь не любит читать книги.
Скучно, однако!
В ПРОЦЕССЕ общения со старшим поколением выяснилось, что причин, заставлявших их "тыкать в книжку пальчик", было две. Во-первых, больше нечем было заняться на досуге. А во-вторых - и так отвечали многие родители, - им действительно было интересно читать.
Нынче смешно даже и говорить о том, что молодежи нечем заполнить досуг. Те эмоции, которые папы и мамы могли получить только из книги, нынешним тинейджерам приносит кино, компьютерные игры и пр. Достаточно нажать две кнопки - и получай свой адреналин. Согласитесь, это гораздо проще, чем прочесть 700 страниц текста.
То, что у книги появились мощные конкуренты, ясно всем. Непонятно другое. Неужели со временем книги становятся менее интересными? Ведь содержание того же "Острова сокровищ" или "Детей капитана Гранта" с годами не меняется. В чем же проблема?
А проблема, оказывается, в том, что сегодняшние детки и знать не знают о существовании тех авторов, которыми их родители зачитывались. Жюль Верн, Марк Твен, Фенимор Купер, Луи Буссенар, Майн Рид, Конан Дойл, Беляев, Каверин... А ведь именно они будили в подростках 30, 40, 50 лет назад интерес к чтению. Начиная с ненавязчивых приключенческих романов, они готовили себя к серьезной, умной литературе Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого.
А сейчас дети читают в основном в школе, где уроки литературы способны отбить желание читать даже у заинтересованного ребенка: внушительный список литературы, тома-"кирпичи", стандартный подход по схеме "биография автора - пересказ произведения - портреты главных героев - понятия любви/семьи/чести и пр. в произведении". В итоге изучение интересного произведения превращается в настоящее мучение. Попытка донести до сознания молодежи вещи, которые ей объективно непонятны в данном возрасте, - душевные терзания Андрея Болконского или Раскольникова - не вызывает ничего, кроме раздражения и обиды, а желание учителей навязать еще и свой взгляд на эти вещи только усиливает неприятие.
Вряд ли справедливо объяснение: дети не читают из-за того, что им непонятны описываемые в русской классике человеческие отношения. Просто навязывание литературных шедевров в обязательном порядке да еще и "пережевывание" их по выверенной схеме убивают желание читать не только эти шедевры, но и вообще что-нибудь. В жизни общества за последнюю пару десятков лет произошло очень много изменений, а в литературной программе - практически никаких. Среди книг, рекомендованных к обязательному прочтению, нет ни одного (!) произведения, главным героем которого был бы современный подросток. Школьная программа, главной задачей которой было и есть развитие интереса к чтению, этот интерес уничтожает.
"Напишите про меня"
"МЕНЯ зовут Лида, я живу в далекой и очень холодной Якутии, учусь в 10-м классе. Подростки не читают?! Читают! И еще как! Просто нам неинтересно читать всякую скучную бяку. Хочется чего-нибудь реального - книг про то, как решают проблемы другие девчонки и ребята".
Конечно, молодежь еще читает. Вот только что именно? Казалось бы, рынок детской литературы переполнен. "Золотой запас" - М. Твен, Ф. Купер, Ж. Верн, А. Рыбаков и прочие - представлен в таком объеме, который нашим родителям и не снился. Детективы, фантастика, фэнтези давно перестали быть дефицитом, но среди тонн этой "жвачки для глаз" очень трудно найти действительно стоящие вещи - того же Толкиена или Урсулу Ле Гуин.
А между тем в ответах на вопрос: "Какие книги ты хотел бы почитать?" - на первом месте стоят реалистические повести, рассказы про сверстников. Эту брешь попытались закрыть издатели, запустив серию повестей и романов, написанных и старыми знаменитыми писателями ("Кораблики" В. Крапивина, "Дикая любовь" Ю. Короткова, автора сценариев к фильмам "Авария - дочь мента", "Американка" и пр.), и молодыми неизвестными (Е. Мурашова "Барабашка - это я", Т. Пономарева "Трудное время для попугаев" и пр.). Они - про нашу новую жизнь и про наших новых детей, которые знают, что такое наркотики и как страшно быть бездомным, которым приходится самим отбиваться от рэкетиров и самим решать, можно ли предать любовь ради карьеры. "Здравствуйте, меня зовут Дима, я живу в Чебоксарах, мне 15 лет, и я люблю книги. Телевизор, конечно, тоже люблю, но большинство программ сейчас скучные, и фильмы тоже. А книги про опасный возраст помогают - они про нас, про те трудности, которые мы уже пережили, или про те, которые ждут в будущем. Ведь в жизни есть такие моменты, когда человеку надо сделать шаг во взрослую жизнь и сделать его правильно. Бывает, попадаешь в такие ситуации, все навалится... И хочется умереть. Я хотел выброситься с 9-го этажа - из-за чего, как вы думаете? Из-за девяти двоек. Но не смог. А мой друг повесился. И никто так и не понял: почему? Жизнь пробует нас на прочность, кто-то выдержит, а кто-то - нет".
Можно долго рассуждать про то, что взрослые сами еще не разобрались в том хаосе, который царит в душах и в головах, что для подростков писать тяжелее - слишком остро ребята чувствуют фальшь, и их красивыми словами не обманешь. Но, кажется, уже пора заканчивать говорить и начинать творить. Иначе у нас в головах скоро останется всего одна извилина, да и та - от компьютерного видеошлема.
Анекдот в тему:
- Слушай, а ты книгу вверх ногами держишь!
- А ты че, Фрейд, что ли?
- При чем тут Фрейд?
- Это - книга! Какие у нее ноги? Ты еще скажи, что я ей меж страниц заглядываю!..