СУДЯ по тому, что сейчас происходит в нашей культуре, за господство над умами российских детей борются все, кто угодно, кроме нашего государства. Войну в области кинематографа мы проиграли уже давно. А теперь, похоже, начинаем сдавать позиции и в детской литературе. Правда, наши чиновники все же обратили внимание на эту проблему. На прошлой неделе министр образования Владимир Филиппов даже пригласил к себе за министерский стол около 20 писателей, литературоведов, издателей, чтобы вместе обсудить, как изменить сложившуюся ситуацию.
О том, почему современная детская литература оказалась никому не нужна, мы беседуем с детским писателем и поэтом Андреем УСАЧЕВЫМ (автор сценария программы "Кварьете "Веселая квампания", книг "Умная собачка Соня", "Малуся и Рогопед", "Дракоша и компания" и пр.).
Где оригинальность?
- АНДРЕЙ, как писатель и как отец двоих детей, объясните, пожалуйста, почему сейчас все читают Гарри Поттера? Реклама так успешно сработала?
- Реклама, безусловно, сыграла свою роль. Но дело не только в ней. Просто автор очень точно попала в цель. Она рассказала, о чем мечтает бедный западный (а теперь уже и наш) народ. Большинство людей сегодня понимает, что им уже никогда не вылезти из этой дыры, которая называется "борьба за существование". С возрастом приходит понимание, что выше головы не прыгнешь. А жить с этим пониманием очень тяжело. Хочется ощущать себя другим - более значимым, особенным. И вот в каком-нибудь городе Урюпинске какой-нибудь мальчик читает книжку про Гарри Поттера и думает: "Дома меня постоянно ругают, тетка у меня сволочная, и дядя ко мне плохо относится, и брат - редкая зараза. Но вдруг в один прекрасный момент выяснится, что во мне заложены волшебные качества! Что я особый!" Вот и получается, что этот средненький текст бьет по самому больному месту.
- А куда делись наши полуфантастические детские повести? Ведь были же и "Шел по городу волшебник", и книги Носова, Житкова.
- Достаточно посмотреть на книжки советских детских писателей, чтобы понять: они, мягко говоря, не оригинальны. "Доктор Айболит" - это "вольное изложение" приключений доктора Дулиттла Хью Лофтинга, любимый "Cтарик Хоттабыч" - перепетый на новый лад "Медный кувшин" Томаса Энсти. По большому счету, в истории литературы остались только Николай Носов с его человечками из Солнечного города, который действительно был оригинален, и Эдуард Успенский с Чебурашкой и Крокодилом Геной. Писатели прошлых десятилетий не создали того пути, по которому можно двигаться следующим поколениям.
Вторая проблема - нежелание наших издателей вкладывать деньги в российских писателей. Ведь у того же Эдуарда Успенского, к которому я отношусь с величайшим уважением, кроме бесчисленных продолжений Чебурашки есть новый замечательный персонаж - Жаб Жабыч Сковородкин. "Раскрутите" его, и он будет не менее популярен у детей, чем американский Шрек. Но в Шрека вкладывают миллионы, а наши "капиталисты" - по вполне понятным причинам - свои миллионы вывозят за рубеж.
Прочитать и удавиться
- ЖАНР детской фантастики сегодня востребован. Но наши писатели не торопятся разрабатывать эту золотую жилу.
- Литература не настолько быстрый процесс, чтобы писатель прочел хорошую книжку и немедленно сделал по "данному лекалу" что-нибудь такое же хорошее. У западной сказочной литературы колоссальная традиция. Возьмем хотя бы персонажей: там есть масса гномов, троллей и прочих существ, органично вписанных в человеческий мир. А у нас? Баба-яга - одна штука, Кощей Бессмертный - один, Соловей-разбойник - один. У нас эти литературные фантастические тропы не хожены. Писатель не может взять и из ничего создать сказку. Пушкин, прежде чем стать "нашим всем", позаимствовал литературные приемы у кого только можно. Он был колоссальным собирателем всего лучшего, что существовало на тот момент в мировой литературе. И лишь потом проложил те оригинальные пути, по которым русская литература могла двигаться дальше. Чтобы роза выросла, почву нужно унавозить. И, может быть, все мы, современные писатели, и я в том числе, являемся навозом для почвы, на которой потом расцветут литературные розы. На голом месте шедевры не рождаются.
- Современные дети стали меньше читать - это факт. Отразилась ли эта нелюбовь к чтению на качестве литературы?
- Я надеюсь, что читать дети не перестанут. Собственно, в том, что интерес к чтению сегодня снизился, виноваты не столько дети, сколько писатели. Вся наша детская литература была несколько "заторможенной", построенной на установке, что ребенок - маленький и ему нужно все объяснить, вот писатели и разжевывали до бесконечности прописные истины. Но эти взрослые дяди и тети забывали, что такой ребенок на самом деле умнее. И даже если он что-то не поймет, интересную книгу он будет читать дальше. Ребенок - существо ритмическое, а современный - особенно. И нам, писателям, важно держать темп. Возможно, мое мнение кому-то покажется спорным, но в каких-то ситуациях заставлять людей читать - занятие бессмысленное, а может быть, и вредное. Если мы будем требовать от какого-нибудь деревенского паренька, чтобы он в полном объеме прочитал Достоевского, с пониманием всей глубины его произведений, то, когда этот мальчик вырастет, он возьмет и повесится в сарае. Потому что с этим обостренным ощущением мира, добра и зла, справедливости жить в тех реалиях, в которых он вынужден, ему будет невозможно. Так что, может, и хорошо, что массы читают Донцову и не читают серьезных вещей. Это звучит некрасиво, но психологически верно. Ведь если кому-то это чтение серьезной, глубокой литературы действительно необходимо, то он нужные книги в любом случае найдет и прочтет.
Анекдот в тему
- Кто спал на моей кровати?! - вскричал Мишутка.
- Кто тут только на ней не спал... - вздохнула Машенька потупясь.