А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?
"Зачет тебе нужны книги, загромождающие квартиру? Ведь в Интернете всё это есть - есть справочники, словари, есть изложение любой книги, да и тексты самих литературных произведений там тоже можно найти! Зачем же читать "по старинке"?" - такие высказывания приятелей и знакомых сегодня мы слышим довольно часто...
И всё-таки, согласитесь, что прочесть "Евгения Онегина" в Интернете или насладиться пушкинским словом "по старинке", перелистывая страницу за страницей и возвращаясь то и дело к очаровавшей тебя строфе, - это совсем не одно и то же!
Зачем нужен театр, когда есть кино? Кому нужна живопись, если есть фотография? Зачем ходить в кино, если у нас дома телевизор? Зачем нужна книга, когда есть Интернет? Эти вопросы, которые задают не умеющие посмотреть в суть вещей люди, кочуют из века в век, а виды искусства, определённые ими "к вымиранию", живут и радуют людей!
Зачем нужна книга? Книга - это рукотворное чудо света, это то, что сопровождает род людской чуть ли не с колыбели. Наконец, книга - это просто наша с вами любовь! А разве можно свою любовь променять на что-то пусть даже модное и технически совершенное? Но для того чтобы понять - почему мы с вами любим книгу, почему верим ей, почему открываем вновь и вновь, нужно эту книгу знать не только в лицо. Собственно говоря, наш с вами разговор и затеян для того, чтобы стать в книжном мире своим человеком. А в этой части мы постараемся разобраться - как нужно читать и что читать? Ах, вы считаете, что это сугубо личное дело! Но попробуйте дослушать нас до конца (всего несколько страниц осталось), и, может быть, вы с нами в чём-то согласитесь...
БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ
Как можно читать? Читать можно вслух и "про себя"; можно медленно, а можно быстро... Быстрота чтения зависит не только от грамотности читателя (едва освоивший грамоту первоклашка читает, разумеется, гораздо медленнее ученика 10 или 11 класса), но и от "практики", а также от того, какая книга у нас с вами в руках. Есть книги лёгкие для чтения, а есть такие, которые требуют постепенного освоения. В последние десятилетия специалистами разработаны методики так называемого скорочтения, или быстрого чтения, позволяющие прочитывать до 200-300 страниц в час! Но значит ли это, что нужно с такой скоростью "глотать", к примеру, "Войну и мир" или прекрасные рассказы Чехова, Пришвина, захватывающие романы Александра Дюма? Конечно же, нет! Методика быстрого чтения предполагает, в основном, использование её для получения информации. Справочная, научно-техническая, научно-популярная литература, а также периодика (газеты, журналы) - вот объекты для быстрого чтения. Пушкина и Гоголя нужно читать, наслаждаясь не только текстом, но и самой возможностью читать. А разве нужно сокращать то, что доставляет удовольствие?
ВАША ЛЮБИМАЯ КНИГА
У каждого из нас, читателей, есть свои любимые книги. Разумеется, все мы читаем и новинки, обращаемся к классике, но в шкафу стоят несколько томиков, ставших нашими друзьями на всю жизнь. Мы обращаемся к ним не один раз, перечитываем, получая от встречи с этой, такой вроде бы знакомой книгой, много удовольствия. Почему нашей любимицей становится именно эта, а не другая книга, литературное произведение? Здесь, безусловно, главную роль играет наш вкус, наши (иногда неосознанные) предпочтения, пристрастия. Важен тут и талант автора; и даже возраст, время, когда мы впервые прочли эту книгу. Книжки, на знакомство с которыми мы "опоздали", вряд ли станут нам дороги. Немаловажную роль имеет даже оформление книги, иллюстрации художника. Полюбив в детстве шалуна Буратино, изображённого прекрасным художником Леонидом Владимирским (эти рисунки стали классическими), мы вряд ли сможем представить героя "Золотого ключика" в другом облике. У нас возникает любовь не просто к литературному произведению, а к конкретному изданию книги!
"Любить чтение - это обменивать часы скуки, неидбежные в жидни, на восхитительные часы..."
Шарль Луи МОНТЕСКЬЁ (1689-1755), францудский философ
Любимых книг не может быть очень много. Сколько бы мы ни покупали новых книг, сколько бы ни читали, всё равно - круг наших любимцев останется узок. Мы в "Детской энциклопедии" однажды попытались составить такой общий список любимцев детворы, назвав его "Сто любимых книг". Вы его видели? Нашли там свои любимые книжки? Или вам пришлось вписывать их название в специально оставленные нами пустые линейки?
ГЕРОИ И ПРОТОТИПЫ
Некоторые ребята думают, что каждый литературный герой когда-то существовал в реальной жизни, откуда его "позаимствовал" для своей книги писатель, а кто-то, наоборот, убеждён, что писатель всё выдумывает "из головы", а потому ничего похожего в жизни быть не может... В реальности бывает и так, и так: каждый писатель имеет право на выдумку, на создание своего неповторимого литературного мира, но за многими героями книг стоят реальные люди, послужившие автору первоначалом для создания образа своего героя. Такие люди называются прототипами. Самым ярким примером существования прототипа и литературного героя может быть судьба военного летчика Алексея Маресьева и Алексея Мересьева - героя книги "Повесть о настоящем человеке" писателя Бориса Полевого (по ней когда-то был снят фильм).
Даже большой выдумщик Александр Дюма (отец), создавая "Трёх мушкетёров", не выдумал главных героев, д.Артаньяна и его друзей, а просто "переселил" их из мемуарной литературы XVII столетия в свои книги. Другое дело, что он придумал множество приключений, о которых прототип д.Артаньяна и не подозревал, перезнакомил между собой людей, живших в разные годы и никогда не встречавшихся. Но это его право - право писателя! Он ведь создает не точное жизнеописание человека, а литературное произведение.
Был реальный прототип и у Герасима из рассказа "Муму", и у многих героев Льва Толстого, и у гоголевского Хлестакова - о заезжем франте, которого в уездном городе приняли за столичного чиновника, писали тогдашние газеты... В исторических романах писатель, иногда, делает литературным героем реальное лицо: полководца, учёного, музыканта... Это уже не прототип: с ним нельзя делать всё, что писательской душе угодно, у него была вполне реальная судьба (правда и тут писатели иногда домысливают то, что об историческом герое доподлинно не известно). Во всяком случае, читателю нужно помнить, что литературный герой - персонаж в той или иной степени собирательный, наделённый чертами характера нескольких людей (а может быть, и самого писателя).
"Дурные книги могут так же испортить нас, как и дурные товарищи..."
Генри ФИЛДИНГ (1707-1754), английский писатель
КАТАЛОГ
Что такое каталог? Это список, перечень всех изданий, произведений печати, которые имеются в вашей домашней или, районной, центральной библиотеке. Каталог - это реальная помощь читателю, подсказка в выборе книг. Если для небольшой домашней библиотеки каталог и не обязателен - мы и сами знаем, где и что стоит на наших книжных полках, то для любой публичной библиотеки он - вещь обязательная. Ни одна библиотека в мире не может обойтись без каталога, составлением которого занимаются специалисты (каталогизаторы).
Чем библиотека больше, тем больше в ней может быть каталогов. Самый простой каталог - перечень книг, составленный по алфавиту. В нём все книги, имеющиеся в библиотеке, вне зависимости от тематики перечислены в соответствии с фамилиями авторов. Каждый автор, каждая книга записаны на специальной карточке (сейчас существуют и электронные каталоги, но слово "карточка" ещё живёт в языке). Вам нужно найти книгу Льва Толстого? - обратитесь к той части каталога, которая начинается на букву "Т", и найдёте там и "Войну и мир", и "Анну Каренину", и "Севастопольские рассказы"... А по соседству будут стоять карточки с фамилиями других Толстых - Алексея Константиновича ("Князь Серебряный") и Алексея Николаевича ("Детство Никиты", "Золотой ключик")...
А ещё бывают тематические, систематические каталоги, где книги группируются по темам, жанрам, принадлежности к той или иной национальной литературе и даже времени написания, выхода в свет. В них вы можете найти книгу интересной для вас тематики, о существовании которой даже не подозревали, и только что появившееся на свет издание....
Кстати, раз мы уж заговорили с вами о каталоге. На каком слоге этого слова нужно ставить ударение? На последнем, там, где ударная "о". Каталог, но ни в коем случае не каталог, как, к сожалению, говорят многие. Запомните это, ребята.
КЛАССИКА
А вы знаете, ребята, что когда-то слово "классика", не имело никакого отношения к произведениям литературы и искусства? Классиками (от лат. classicus, что значит "образцовый") в Древнем Риме называли самых знатных граждан государства. В наше время классикой называют произведения писателей, поэтов, драматургов, а также людей других творческих специальностей, прошедшие испытание временем, ставшие образцом для многих поколений авторов и читателей.
Кого из авторов относить к классикам? В разные исторические эпохи это понимали по-разному. В эпоху Возрождения классиками называли, например, всех античных авторов. А в наше время любой школьник на вопрос - кто из писателей является классиком? - без колебания назовёт Пушкина, Гоголя, Льва Толстого, Достоевского, Шекспира, Диккенса... Другое дело, что не каждый из нас сможет ответить на вопрос: а почему тот или иной писатель считается классиком? Потому что его произведения проходят в школе? Но это, скорее, следствие, а не причина. "Список" классиков меняется век от века, десятилетие от десятилетия. Некоторые произведения, считавшиеся классическими еще 100-150 лет назад, сегодня мы даже не в состоянии вспомнить! А писатели, которых современники при жизни не признавали, становятся признанными классиками литературы... В общем, повторимся: классика - это то, что проверено временем. А время - самый беспристрастный и неподкупный ценитель.
КРУГ ЧТЕНИЯ
У каждого из нас есть не только любимые книги, но и любимые жанры, виды литературы. Некоторые ребята в детстве увлекаются сказками. Сказки - это целый мир; мир волшебный и очень увлекательный. Про таких читателей говорят: сказки - русские, украинские, чешские, французские, немецкие, сказки Андерсена и сказки братьев Гримм - это их круг чтения! А для других самые главные книги - это научная фантастика. Для третьих - стихи. Или детективы. А может быть - книжки про спорт, про опасные приключения... Кто-то в энциклопедии или словари заглядывает только в случае крайней необходимости, а для кого-то они - самые увлекательные книги на свете!
Круг чтения человека формируется постепенно. В детстве и юности мы с вами "пробуем", берёмся то за одну книжку, то за другую. Нам всё интересно, но что-то на день, а что-то навсегда... С возрастом круг чтения, как правило, меняется тематически - сужается или расширяется... У каждого из нас он свой. Но замыкаться в нём не следует: нужно брать новую книгу и верить, что она станет твоим другом, войдёт в твой круг чтения, расширит его. Нельзя говорить: "Я (к примеру) Пришвина не читал и не буду!" А вы попробуйте, уверены, что полюбите этого великолепного писателя и не оторвётесь от его книг!
КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ
Иногда увидишь человека с книгой в руках и подумаешь: "Вот культурный человек, читатель!" А почему же тогда принято говорить о культуре чтения? Разве может быть чтение "некультурное", а читатель "некультурный"? И всё-таки это бывает.
Вы можете сказать: "Культурный читатель - это тот, кто не портит книги, обращается с ними бережно..." Всё так! Но попробуем обратиться к людям сведущим. Они легко назовут конкретные признаки культурного читателя: он читает всегда, каждый день и не может без этого обходиться; он умеет искать нужную ему книгу, потому что научился пользоваться каталогами, картотеками и справочниками; он понимает и запоминает то, что прочитал, и может, при необходимости, составить конспект прочитанного... Настоящий читатель любит книгу не как вещь (иногда, довольно дорогую) и ценит не только за те сведения, что из неё можно почерпнуть. Для настоящего читателя книга - живое существо, явление Природы, Божий дар, друг, с которым можно общаться и к которому можно обратиться в любую минуту. И ещё: настоящий читатель умеет использовать в жизни то, о чём прочёл в книгах.
"Все жанры хороши, кроме научного".
ВОЛЬТЕР (1694-1778), французский философ, писатель, история