Главное, чтобы было желание учиться

   
   

Группе столичных школьников предложили решить задачу из двух на выбор. В первой речь о тракторе и гектарах вспаханной земли, во второй - о компьютере. Начальные условия и решения идентичны. Как вы думаете, какую задачу выбрали дети?

АБСОЛЮТНО все решали про компьютер, потому что трактор сегодняшним детям неинтересен. Не секрет, что в некоторых областях знаний современные школьники опережают своих учителей. Каким тогда должно быть преподавание? Об этом накануне наступающего учебного года мы говорим с профессором МГУ Александром АСМОЛОВЫМ, доктором психологических наук, членом-корреспондентом РАО.

- КАКИЕ у вас основные претензии к нынешней системе среднего образования?

- Не хотел бы говорить о претензиях, лучше говорить о пожеланиях. Главное, что необходимо сейчас сделать, - внедрить программы подготовки и переподготовки учителей. Проблема доступности знаний, в том числе получения их через Интернет, касается не только школьников, но и их преподавателей. Это же колоссальная драма - учителя начальных классов нередко отстают от первоклашек в искусстве владения информационными технологиями! Те разбираются в компьютерных играх, запросто обращаются с мобильниками. Главное то, что они живут в виртуальном мире. А нашему поколению, прежде всего учителям, приходится обучаться жить в мире информации.

Надо сесть за компьютер и пройти все уровни "Квэйка" и "Диабло"?

- Нет, конечно. Смотрите на проблему шире. Учитель родился и живёт в иной информационной среде, ему надо осваивать технологии, уметь работать с Интернетом, постоянно искать что-то новое. У нас огромная система педагогического образования. Но время идёт, а педвузы не успевают за ним, не хватает квалифицированных педагогов. Преподаватель должен быть не только компетентным специалистом, но и мастером коммуникации. Нужно, чтобы он как личность представлял интерес для ученика. Необходимо учитывать социальную ситуацию, а она сегодня изменилась. Тот подход, что был раньше (учитель - ментор, а ученик - подчинённый), теперь не действует. Тут, если хотите, историческая драма. Почему современные подростки - те, кто родился после распада СССР, - не слушаются родителей? Они говорят им: вы проиграли свою страну, проиграли свои ценности, как вы можете нас чему-то учить? Не находя авторитета среди взрослых, дети обращаются к сверстникам. В развитии личности ребёнка всё больше возрастает роль детской субкультуры. Особенно это касается возраста 12-14 лет, который психологи называют временем бури и натиска. Глухота детей по отношению к взрослым и беспомощность взрослых, которые пытаются войти в этот непонятный для них мир детей, - одна из ключевых проблем современной педагогики. Необходимо учитывать это при разработке новых стандартов образования.

- В чём же суть этих новых стандартов, в чём принципиальная новизна?

- Цель современного образования - не только дать багаж знаний, но и сформировать основные психологические способности ученика. Это умение общаться с другими, сотрудничать и работать в группе (т. е. быть в социальном контексте), оперировать числовыми данными, действовать в соответствии с собственными планами (самоорганизация), а также ставить и разрешать проблемы. Те задачи, что решаются в школе, должны быть напрямую связаны с жизнью, реальностью.

- Кажется, современные дети вообще не очень-то стремятся к учёбе...

- Да, есть проблема мотивации. Проводился такой тест с дошкольниками. Ребёнку читали сказку и прерывали её на самом интересном месте: приходи завтра, дочитаем. У ребёнка было несколько вариантов поведения: можно проявить любопытство, спросить у родителей или педагогов, чем закончилась сказка, или же ничего не делать. Увы, большинство детей остались пассивны, никого ни о чём так и не спросили. Это говорит о низком уровне познавательной инициативы. Однако главное в новых стандартах образования - научить детей учиться. Дать им способность к дальнейшему совершенствованию и обучению, чтобы они могли найти себя в этой жизни. Научить их мыслить нестандартно.

- Зачем? Ведь реальность, наоборот, предполагает некие стандарты мышления и образа жизни...

- В том-то и беда. Современный выпускник не умеет сам ставить и решать задачи. По большому счёту, он не понимает самого себя. И он загнан в узкий профиль. Уже с девятого класса готовится стать математиком, экономистом или журналистом. Но кто сказал, что он не захочет изменить свою специальность лет через десять? Школа должна давать универсальное образование, готовить выпускника к разным задачам. Надо, чтобы у школьника была целостная картина мира, а не фрагментарная. При этом объём информации всё возрастает. Значит, нужно идти по пути интеграции дисциплин. Скажем, биологию и географию объединить в один предмет - естествознание.

По поводу стандартов. Лет семь назад на экзаменах в одном из столичных вузов была задача, в условиях которой допустили неточность. Задача не имела решения, не хватало условий. И если бы кто-то из абитуриентов написал: задача не решается по такой-то причине, он был бы прав. Но таких абитуриентов не нашлось! Если поезд вышел из пункта А, он обязательно должен прибыть в пункт Б! Школьники мыслят в рамках шаблона. А надо учить их думать нестандартно.

Смотрите также: