Туфли-пятидневки

   
   

В первые пять дней после приобретения туфель мною был обнаружен брак - верх начал отставать от подошвы. В связи с этим я решила обменять туфли или вернуть деньги. Продавец отказался удовлетворить мою просьбу, сославшись на необходимость проведения товароведческой экспертизы для того, чтобы установить производственный брак. В заключении эксперта при ТПП РФ указывалось, что товар не имеет производственных недостатков, и на этом основании мне отказались вернуть деньги или обменять товар и потребовали оплатить еще стоимость экспертизы. Правомерны ли действия продавца?

Ю. П р я ш н и к о в а, Зеленоград

ЗАЯВЛЕННОЕ в соответствии со ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" в течение гарантийного срока требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества или о расторжении договора купли-продажи является абсолютно правомерным.

Качество товара в этом случае сторонами не согласовывается и подлежит определению в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями к товарам данного номенклатурного ряда.

Очевидно, что требования к качеству обуви состоят не в том, чтобы срок эксплуатации составил несколько дней или недель. Таким образом, проведение экспертизы в отношении обуви необязательно. Сам факт наличия недостатков презюмирует в этом случае вину производителя, что в свою очередь позволяет потребителю выдвинуть такие требования.

Однако в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" в случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан произвести экспертизу за свой счет (что и было сделано), и в случае, если экспертизой будет установлено, что недостатки товара возникли по вине потребителя, последний обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы.

Таким образом, описанная ситуация вполне соответствует закону. Урегулирование возникшей ситуации возможно путем переговоров, когда потребитель проводит по своей инициативе экспертизу, результаты которой говорят о производственном дефекте товара, или в судебном порядке (в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе оспорить заключение экспертизы, проведенной по инициативе продавца, в судебном порядке).

Смотрите также: