ВЫСТРЕЛ в Горбачева

   
   

...ВЫСТРЕЛЫ грянули как гром среди ясного неба. На Красной площади. Всего в нескольких десятках метров от Мавзолея. А на трибуне - М. Горбачев, другие руководители... Приветствующие демонстрацию по случаю 73-й годовщины Октябрьской революции.

Все произошло мгновенно. Дежуривший в колонне демонстрантов Бауманского района старший сержант милиции Андрей Мыльников вдруг заметил отделившегося от колонны и на миг будто замешкавшегося человека. Мужчина выхватил из-под полы длинного пальто двустволку и направил в сторону Мавзолея. Мыльников подскочил к человеку, успев перехватить ружье и отвести ствол вверх. Грохнул выстрел. Затем еще рывок: вниз, к земле. И снова выстрел. К счастью, при таком скоплении людей никого не задело. Подбежали милиционеры из оцепления и сотрудники КГБ. Человека с ружьем схватили. Происходящее заметили только те, кто проходил совсем рядом, остальные - нет: гремела праздничная музыка, заглушившая попытку теракта.

В тот день, 7 ноября 1990 года, имя Александра Шмонова, 38-летнего слесаря-вентиляционщика Ижорского завода, жителя города Колпино под Ленинградом, узнал мир.

При обыске у задержанного обнаружили следующий текст: "Дамы и господа! Прошу вас убивать руководителей СССР (то есть Горбачева и других членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС), которые не были избраны народом СССР (то есть которые не были избраны прямым и всенародным голосованием со свободным выдвижением кандидатов). Я считаю, что для устранения большего насилия можно применить маленькое насилие. Под большим насилием я подразумеваю то, что руководители СССР за 72 года убили более 50 миллионов ни в чем не повинных граждан и содержали граждан СССР в условиях запретов, то есть ограничивали им свободу, и поэтому уровень жизни у граждан СССР был значительно ниже, чем если бы не было ограничений свободы. Под маленьким насилием я подразумеваю систематическую террористическую деятельность".

Следствию предстояло разобраться во многом. Было ли ЧП на Красной площади выходкой сумасшедшего фанатика или трезво подготовленной акцией? Замешан ли в ней только один человек или целая группа, организация, а Шмонов - лишь исполнитель? Вопросы, вопросы...

Когда Шмонову пришла такая дерзкая идея? Когда изо дня в день в потоке таких же работяг он подходил к заводской проходной? Или когда возвращался домой - не в отдельную квартиру и не в коттедж, а в комнату в общежитии, где жил вместе с женой и дочкой? Или когда посещал собрания Народного фронта, членом которого являлся? Во всяком случае за год до преступления, на демонстрации 7 ноября 1989 года в Колпине, он уже стоял с плакатом: "Прямые всенародные выборы главы государства на альтернативной основе", а на обороте: "Вечная память жертвам Октября".

Весной 90-го Шмонов перестал бывать на собраниях Народного фронта (разочаровавшись в достижении целей политическим путем?). Торговал демократическими газетами на Невском проспекте. И распространял самостоятельно изготовленные листовки и письма угрожающего характера в адрес руководителей государства: если они в ближайшее время (до 1 марта 91-го года) не станут проводить демократические реформы, он пойдет на убийство. При распространении листовок Шмонов действовал как заправский подпольщик: пользовался перчатками, гримом и париком.

...К покушению он готовился долго и тщательно. Приобрел очень хорошее импортное охотничье ружье и пули 16-го калибра (охотничий билет у него был). Отрезал приклад. Купил новую одежду, и в частности длинное пальто, под которым можно было спрятать купленное ружье. Сшил из прорезиненного коврика футляр для оружия, который надел под пиджак. Поверх футляра для конспирации обмотался бинтом: если вдруг где-нибудь задержат, то примут просто за перебинтованного пациента из какой-нибудь больницы. И усердно тренировался быстро вынимать ружье из-под пальто.

Незадолго до 7 ноября Шмонов уволился с завода и уехал из Колпина.

7 ноября он невзначай пристроился к колонне демонстрантов Бауманского района и двинулся в сторону Кремля. Как выяснилось, к его огорчению, эта колонна проходила мимо ГУМа, то есть была дальше всех от Мавзолея. Переходить из колонны в колонну демонстрантам не разрешалось: милиция следила за безопасностью. Шмонов воспользовался образовавшимся проемом в колонне и выхватил ружье.

Выстрел грянул как гром среди ясного неба. Но совсем не так, как предполагал террорист.

...Судебно-психиатрическая экспертиза признала Шмонова невменяемым. Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда освободила Шмонова Александра Анатольевича от уголовной ответственности за совершение общественно опасного деяния, предусмотренного ст. 15 (приготовление и покушение на преступление) и ст. 66 УК РСФСР (террористический акт; наказывается лишением свободы на срок 10-15 лет или смертной казнью), и направила его на принудительное лечение в психиатрическую больницу со строгим наблюдением. Наличия у Шмонова соучастников установлено не было. Вещественные доказательства по делу - двуствольное охотничье ружье, стреляные гильзы, одежду и футляр для ружья - передали в Центральный музей МВД СССР.

Смотрите также: