Светлана Крючкова: "Я тяжелый и безвольный человек"

   
   

Встретиться со Светланой Крючковой достаточно трудно. Не потому, что актриса больна "звездной болезнью". Просто ее не застать дома. Крючкова все время в разъездах по стране. Актриса однажды пошутила, что всех своих друзей, а также приятелей сыновей и мужа может обуть в тапочки из "Красной стрелы" - их скопилось в доме почти 50 пар...

"Я свое уже отплакала"

- Вот буквально вчера мы спорили с сыном. Я говорила о том, что социальные вещи должны звучать в каждом спектакле - социум определяет многое в жизни человека. А Митя доказывал, что нет. Однако на вопрос, где он познакомился со своей невестой, ответил: в Париже. При этом не задумывается над тем, что, живи мама иначе, он бы просто там никогда не оказался.

У меня так много работы, потому что нужно зарабатывать. Надо платить за учебу сыновей, одевать их, кормить, лечить. Сначала было трудно, но теперь я уже втянулась и, как наркоман, не могу существовать без "сегодня играем, завтра уезжаем, послезавтра вылетаем".

- Сын старший отравлен ядом творчества?

- Давно. У него генетически заложено чувство композиции, он прекрасно рисует, может композиционно прекрасно все расположить, знает мировой кинематограф и в этой области меня просвещает.

- Значит, он обречен пойти в искусство?

- Нет, у него иначе складывается жизнь, поскольку невеста живет во Франции. Я уже отплакала, отстрадала, думаю, что он к ней уедет. Сейчас учу французский язык, чтобы разговаривать с ее мамой. Пока общаемся на ломаном английском. Она же собирается учить русский.

Жить - это значит действовать

- В этом году вы отметили 50-летие...

- Я почти физиологически чувствую, как уходит жизнь. Ее осталось мало, а интенсивной, активной - еще меньше. Я никогда ничего не жду. Еще со Школы-студии МХАТ я определила, что глагол "хочу" - это глагол действия. Я хочу, значит - делаю, но ни в коем случае не сижу и жду, что мне принесут работу. Ах, вот сейчас меня пригласят, придет режиссер, который мною очаруется, и будет ставить спектакль.

- Вы потеряли что-то от ухода из БДТ?

- Вы знаете, нет. Это страшно, но это так. Пришла играть "Вишневый сад" и поняла вдруг, что это просто рядовой спектакль, вынужденная необходимость, а после каждого антрепризного выхода на сцену ощущаю праздник. Меня очень напугала обыденность, существующая в театре.

- В антрепризе все происходит на острие эмоций?

- Безусловно. В том числе и наши взаимоотношения. Никита Сергеевич Михалков все время проводит параллели между искусством и любовью, я его поддерживаю - у нас свои законы существования, и актеров никто не имеет права судить. За право получать аплодисменты мы расплачиваемся здоровьем. Так сложилось, что в двух антрепризных спектаклях мы играем почти одним и тем же составом. И стали родными людьми - знаем, кто что любит, кто просыпается нормально, а кого надо будить, при этом пулей выбегая из купе, поскольку оттуда раздастся град обвинений. Но что делать, если поезд приходит в пункт назначения? Все мы очень дружны, и у нас союз по любви. А в театре все происходит по назначению свыше.

"Мне жалко времени, а не денег"

- Вы тот человек, который обеспечивает дом. Значит, дом страдает от вашего отсутствия. Как члены семьи это переносят?

- Думаю, что на самом-то деле они переносят меня только потому, что я редко бываю дома. Я тяжелый человек.

- Когда вас видишь в ролях, в которых характер до конца не скроешь, кажется, что к людям, которые вам близки духовно, вы очень нежны и хлебосольны...

- В свое время мне пришлось пережить голод. В 17 лет уехала в Москву и жила там совсем одна. Иногда по трое суток не ела. Помню, как пришла однажды в гости, все сидят, беседуют, а у меня в голове только одна мысль: дадут мне чаю или нет. Я знаю, что такое быть голодным. Несмотря на то что у меня кровь северная, - я поморка, родилась на юге (мама из Архангельска, а папа - военный, вот они и оказались на юге). А там все дети, что бы ни сделали, "рыбочки" и "любочки", и принято сначала накормить человека, а потом уж все остальное. Так что угощать - это у меня в крови. Правда, сейчас в доме не всегда есть чем угостить. И не оттого, что нет денег, а потому, что я перестала готовить. Мне так жалко времени, что провожу у плиты!.. Я хорошо готовлю, многое умею, но больше не могу!

- И кто это делает?

- Кто угодно - муж, дети.

- У вас семья - сплошные мужчины. Как же они справляются с домашними хлопотами?

- Да никак не справляются. В комнате у старшего сына порядок, у младшего - кошмар.

- Вы их гоняете?

- Пытаюсь, но они на меня даже не обижаются. Когда я начинаю кричать, они говорят: мама, тебе вредно нервничать, выпей валерьянки.

- Что вам больше всего мешает идти к цели?

- Отсутствие воли. Я безвольный человек. Когда вижу, что корабль тонет, то, конечно, его вытаскиваю, но на самом деле я бы лучше полежала и подождала, чтобы вытащили меня.

- Собой занимаетесь?

- Пользуюсь средствами для детей. Детская кожа и аллергические реакции - это мои проблемы. Минимально крашусь, лишь когда надо проехать пост ГАИ или лететь из города в город с перевесом багажа. Но сейчас уже узнают и без косметики. Очень часто хожу в темных очках.

Смотрите также: