Воздушный террор

   
   

ПОХОЖЕ, начинают сбываться самые мрачные прогнозы о том, что наше государство входит в новую полосу пиратства в воздухе. За последние два года российские спецслужбы совместно с Интерполом пресекли 48 попыток захвата воздушных судов, львиная доля которых приходится на исламских экстремистов. Впрочем, проблема воздушного терроризма давно вышла на уровень международного масштаба. За последние 10 лет в мире в результате терактов на воздушных судах и в помещениях аэровокзалов погибло более 1 тыс. человек.

Исламский фронт спасения

ВОЗДУШНЫЙ террор стал более значительным по масштабам и драматическим по своему итогу, о чем свидетельствуют факты:

24 декабря 1994 г. алжирские экстремисты захватили аэробус "Эр-Франс" в аэропорту Алжира. Из 239 человек, находившихся на борту, трое пассажиров были убиты. Спустя двое суток французские спецназовцы взяли самолет штурмом. Террористы были убиты.

25 декабря 1999 г. индийский самолет компании "Индиан Аэролайнс", совершавший рейс из столицы Непала в Дели, был захвачен террористами. На борту находилось более 180 пассажиров. При захвате угонщики завязали заложникам глаза и приказали им не двигаться под угрозой смерти. Итог - 4 заложника убиты. Террористы, посадив самолет в Кабуле, попросили у афганских властей политического убежища, однако талибы ответили категорическим отказом. Угонщики сдались властям.

В обоих случаях ответственность за захват авиалайнеров взял на себя Исламский фронт спасения.

И уже в апреле этого года лайнер Ту-154 компании "Внуковские авиалинии" захватили чеченские бандиты братья Арсаевы и Дени Магомердзаев. По мнению сотрудников ФСБ, угонщики - всего лишь исполнители заказа международных исламских террористов бен Ладена, Басаева, Хаттаба. По оперативным данным, такие, как Арсаевы, находятся во многих городах России. Они прошли специальную подготовку в лагерях на территории Пакистана и Чечни и готовы в любой момент по приказу выполнить задание "Х". В случае смерти их семьям будет выплачена материальная компенсация. Словом, смертники готовы на все.

Топорная работа

...ПРОГРЕМЕЛ взрыв в хвостовом отсеке, самолет подбросило, и толпа повалила вперед, сметая на пути живых и мертвых. Раздалось еще два взрыва, в воздух взлетели топливные баки. Салоны лайнера охватило ярким пламенем. С грохотом лопнули стекла иллюминаторов, затрещала обшивка правого борта. На взлетную полосу посыпались кресла, чемоданы. Лайнер разломился - носом и хвостом уткнулся в землю...

Топорная работа спецназа Саудовской Аравии, по мнению сотрудников ФСБ и ветерана спецподразделения "Альфа" Андрея Блинова, могла бы привести именно к таким трагическим последствиям, окажись там бомба. К счастью, этого не случилось.

Однако не обошлось без жертв. Силовая операция по освобождению заложников в Медине унесла жизнь стюардессы Ту-154 Юлии Фоминой, стюард Александр Хромов получил тяжелое ранение, а гражданин Турции Гюрзель Камбал скончался при штурме лайнера.

Пассажиры злополучного рейса 2806 Стамбул - Москва спустя месяц, оправившись от шока, все вспоминают как в кошмарном сне.

Сулеймен Бабаев, предприниматель из Москвы:

- В 18.20 мы совершили посадку в Медине. Жара стояла невыносимая. Мне показалось, что обшивка лайнера накалилась докрасна. Пассажиры дурели от духоты. Людям становилось плохо. Двое малолетних озлобленных парней орали как ненормальные: "У нас бомба! Всех взорвем!" Один из бандитов рванул к пилотской кабине. Когда до нее осталось всего шагов десять, случилось то, чего террористы не предвидели: командир Николай Виноградов дал команду: "Забаррикадировать дверь!"

Светлана Янош из Норильска:

- Девочка из Белоруссии просто задыхалась, она страдала болезнью легких. Арсаев подошел к ней и цинично погладил по головке: "Ничего, скоро пройдет. Такая маленькая и больная". Обезумевшая мать была в полуобморочном состоянии. Женщины попросили приоткрыть входные дверцы. Дышать стало легче. Попросившись покурить, один из пассажиров выпрыгнул из салона. Бортпроводница Светлана Иванив разносила воду: "Я своими глазами видела, как Саша Хромов корчился от боли, а Юля пыталась остановить у него кровь. Во время штурма экипаж все делал по "набату" (инструкции для действий экипажа во время штурма самолета спецназом).

Террорист схватил Фомину за горло и прикрылся ею, как живым щитом. Прогремели выстрелы. Юле пуля угодила в шею, а террористу - в голову. Гюрзель Камбал бросился к Юле, но упал замертво от выстрела в упор.

Михаил Чиж из Белоруссии:

- Спецназовцы полезли в салон. Пассажиров вышвыривали по надувным трапам. Саудовские командос бросили меня на землю и скрутили руки сзади, приняв меня за террориста. А у меня больной позвоночник.

Так непродуманные действия спецназа Саудовской Аравии привели к трагедии, а могло быть и хуже. Бойцы фактически вслепую штурмовали "бочку с порохом".

Андропов запретил оружие

- ИСТОРИЯ советского и российского терроризма относительно невелика, - рассказывает бывший спецназовец "Альфы" Блинов. - Мне довелось стать свидетелем истории в Софийском аэропорту в 80-х годах, где погибли 85% пассажиров, почти весь экипаж Ту-154. Террористам удалось пронести в салон бомбу в хозяйственной сумке. Спецназ готовился к штурму... и вдруг оперативник в штатском вступил в вооруженную схватку с бандитами. Далее - перестрелка, вой сирен, огонь и черный дым. Лайнер сгорел за считанные минуты.

После этого случая Ю. В. Андропов издал приказ, по которому оперативным работникам, сопровождающим пассажиров в авиалайнерах и оказывающим помощь группе захвата в случае теракта, запрещалось брать с собой табельное оружие (сейчас охрана частных самолетов вооружена до зубов. - Прим. авт.).

- У нас основной принцип по борьбе с терроризмом на транспорте, - продолжает Блинов, - максимально использовать ресурс переговоров (психологически измотать противника). Только потом проводится силовая акция. Захватчики всегда знают, на что идут, и готовы к любому исходу. Акция делится на три этапа: заход на борт с оружием и переговорный процесс (чем дольше тянется время, тем террористы напряженнее), выполнение всех условий, отход. Когда террорист освобождает заложников, у группы есть шанс его ликвидировать. Подчеркну, при благоприятных условиях. Судьба заложников полностью зависит от поведения террористов и грамотных действий группы захвата.

Советы бывалого оперативника

Выполняйте все указания террористов.

Определите для себя, кто из них наиболее опасен. Не вздумайте нагло смотреть ему в глаза. Для нервного человека это сигнал к агрессии.

Не повышайте голоса и не жестикулируйте перед бандитами. Они могут это истолковать как попытку передать информацию кому-нибудь из пассажиров, находящихся на том же борту.

Не пытайтесь оказывать сопротивление. Даже если вы уверены, что свернете террориста в бараний рог, помните, в салоне могут находиться сообщники, готовые в любой момент взорвать бомбу.

В случае когда необходима медицинская помощь, говорите спокойно и кратко, не нервируя бандитов. Ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения.

Главное - не паникуйте, даже если бандиты перестали себя контролировать. Запаситесь терпением и помните: все неприятное рано или поздно закончится.

Кстати

Статья 211 УК РФ "Угон судна воздушного или водного транспорта" предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

В Саудовской Аравии захват воздушного судна карается смертной казнью через обезглавливание мечом.

Смотрите также: