СЧИТАЕТСЯ, что свой знаменитый роман "Планета обезьян" (1963) французский писатель Пьер Буль написал в качестве насмешки над человечеством, только что вышедшим в космос. По воле автора эволюция на этом удаленном от Земли небесном теле пошла таким путем, что приматы с человеческим интеллектом господствуют над людьми, которых Бог обидел разумом. Обезьяний господь Симоз был покрыт шерстью, имел 4 руки, передние и задние, и сотворил чад своих по своему образу и подобию. А вот эволюция американского кино распорядилась так, что первая "Планета обезьян", снятая в 1968 году, оказалась умнее и ироничнее нынешней.
Кто читал первоисточник, должен помнить, что дикие люди на планете обезьян разгуливают, как и положено приматам, без одежды. Но тем, кто мечтал узреть в таком виде исполнительницу главной "людской" женской роли красавицу Эстеллу Уоррен, придется закатать губы обратно: тут создатели фильма явно погрешили против истины. А жаль - посмотреть явно было бы на что. Это, пожалуй, главное разочарование от фильма, потому что остальные были вполне предсказуемы.
Давно замечено: про что бы ни снимали американцы кино, они всегда снимают его про себя. Про то, что их демократия самая демократическая, их свобода самая свободная, да и сами они ребята хоть куда. На этот раз превосходство американского образа жизни над обезьяньим герою пришлось доказывать в одиночку.
Нашего человека на планете обезьян зовут капитан Лео Дэвидсон (Марк Уолберг). Его космический корабль потерпел крушение и упал в болото. Благодаря годам, проведенным на армейской службе, он очень быстро врастает в тамошнюю систему ценностей и на вопросы, из какого он племени, гордо отвечает: "ВВС Соединенных Штатов!"
Естественно, через полчаса экранного времени он уже возглавляет войну за независимость людей от обезьян. И, естественно, через полтора ее выигрывает. Солдаты из обезьян - так себе. Их пехота подходит к месту сражения стройными рядами и на двух ногах, но атакует почему-то врассыпную и на четвереньках. Есть еще и обезьянья кавалерия, но ей в силу врожденной коротконогости трудно держаться в седле. К тому же ко всем порокам обезьяньего общества создатели фильма добавили гидрофобию, то есть водобоязнь. А из такой злобной обезьяны, как генерал Тейд (Тим Рот), никакой труд не сделает человека!
В романе люди были внешне вполне "хомо", но не вполне "сапиенс". Они не умели говорить, поэтому главному герою, чтобы объясниться в любви своей дикарке, приходилось исполнять натуральный брачный танец. Это очень оскорбляло его достоинство человека разумного, но было вполне логично. В кино же героический капитан сразу нашел общий язык как с людьми, так и с обезьянами. Язык оказался английским. Чем англоговорящие люди хуже англоговорящих же обезьян и почему именно последние оказались на верхней ступени эволюции, авторы фильма объяснить не соизволили.
Чем кинохит стоимостью 100 млн. долларов действительно порадовал, так это весьма спорным хеппи-эндом. Пока человек из племени ВВС США летел на сверхсветовой скорости домой, на Земле переменилась власть. У этих, земных, обезьян есть свой Авраам Линкольн (шимпанзе), полиция с мигалками (гориллы) и вездесущие репортеры (орангутаны), а также гамбургеры и кока-кола. В общем, все как в Америке. То есть настолько похоже, что появляется крамольный вопрос: полноте, а для людей ли снималась очередная "Планета обезьян"? В общем, то ли создатели фильма слишком высокого мнения о приматах, то ли, напротив, слишком низкого - об американских кинозрителях...
Смотрите также:
- В "Ночном дозоре" победа останется за Светом →
- КИНО. Нефестивальные раздумья →
- Классик в черных очках →