Фильм задумывался как романтическая история
ДЛЯ отечественных любителей фэнтези романы писателя Сергея Лукьяненко про Ночной, Дневной и Сумеречный дозоры - то же самое, что для толкиенистов "Властелин колец". Читатели уже давно для себя решили, как должен выглядеть Светлый маг Антон и или молодой вампир Костя, глава Светлых сил Гессер и его оппонент Верховный Темный маг Завулон. Поэтому фильм "Ночной дозор", который с 8 июля выходит во всероссийский прокат, не все поклонники романа примут однозначно. Однако писателя Сергея ЛУКЬЯНЕНКО (он выступил в качестве автора сценария картины) это не пугает.
- Я ЗАМЕТИЛ, что наибольшее количество претензий высказывают люди, которые читали книгу. Они, видимо, уже выстроили в своем сознании собственный фильм про Ночной дозор, поэтому малейшее отклонение от текста их смущает.
Но, по-моему, книга из-за экранизации не проиграла. Наоборот, фильм добавит ей читателей. Если кто-то захочет узнать, как все было задумано изначально, он может просто открыть роман.
- Понятно, что вместить в два часа экранного времени роман, насыщенный событиями, довольно сложно. Что осталось за рамками фильма?
- Дело в том, что роман "Ночной дозор" - это три повести, связанные между собой. Вышедшая в прокат картина - экранизация лишь первой части книги. Изначально предполагалось, что за ней последует сериал. Но в процессе съемок планы изменились, и теперь по одному "Ночному дозору" будет снято три полноценных фильма. Первый можно посмотреть, второй уже практически снят, а третий скоро будет запущен в работу.
Конечно, многие линии, присутствующие в книге, из кино ушли - это процесс неизбежный. Но для меня было важнее сохранить атмосферу, которой пронизан роман, перенести ее на экран. Кажется, этого удалось достичь.
- Я знаю, что впервые в практике российского кинематографа в процессе работы над "Ночным дозором" были применены западные технологии: отснятый материал показывали так называемым фокус-группам, которые высказывали свои замечания и пожелания. Что они попросили изменить? Убить Завулона, сделать Светлого мага Антона супергероем?
- В целом все осталось так, как мы планировали, менялись лишь детали. К примеру, был немного изменен характер главного героя - Антон стал более энергичным. И в книге, и в фильме Светлый маг Антон одновременно и рефлексирующий, и деятельный персонаж. Но в сценарии произошел некоторый перекос в сторону рефлексии. Поэтому Антону добавили решительности. Немного изменилось и настроение всего фильма. Почему-то так получилось, что картина у нас ушла в готику - темные тона, мрачное настроение. Однако "Ночной дозор" задумывался как романтическая история, а не готическая сага с кровью и всякими ужасами. Поэтому мы постарались добавить оптимизма.
- И все же после предварительных просмотров "Ночной дозор" не только хвалили. Слышались и обвинительные голоса - мол, в итоге победа остается за темными силами. Что же это за фильм такой, который пропагандирует победу Зла?
- А вы вспомните, что один из фильмов саги "Звездные войны" заканчивается тем, что главному герою Люку Скайуокеру отрубают руку, темные силы давят по всем направлениям и в итоге побеждают. И никто из миллионов зрителей не возмущался и не обвинял сценаристов в пропаганде победы Зла над Добром. Да и во "Властелине колец" первая часть заканчивается достаточно мрачно, в тяжелый для положительных героев момент. "Ночной дозор" - такая же киносага. Мы поставили не точку, а многоточие. И Светлые силы все-таки победят - в этом нет сомнений ни у меня, ни у режиссера, ни у продюсеров проекта.
- Хотя вы и принимали участие в проекте, все же от кинобизнеса вы человек далекий и можете посмотреть на "Ночной дозор" как обычный зритель. Зрителю Лукьяненко фильм понравился?
- Да. Фильм сделан с соблюдением абсолютно всех канонов жанра фэнтези. Тут и компьютерные спецэффекты, и оригинальный грим - то, чем всегда славился именно российский кинематограф. Мне кажется, что "Ночной дозор" удачно пройдет не только на славянском кинорынке - в России, на Украине, в Белоруссии, но и в Европе, и в Америке. Насколько я знаю, такие предложения к производителям фильма уже поступают.
К религии это кино отношения не имеет
В ТВОРЧЕСКОМ багаже режиссера Тимура БЕКМАМБЕТОВА - съемки рекламы банка "Империал", фильмы "Пешаварский вальс" и "Гладиатрикс", клипы на песни группы "Чичерина". Но после снятого им "Ночного дозора" режиссер буквально проснулся знаменитым.
- ТИМУР, вы сами "вышли" на одноименный роман Сергея Лукьяненко или роман "нашел" вас?
- Это была идея руководителя Первого канала Константина Эрнста. Сам я романа не читал, до того как мне предложили его экранизировать.
- Выход картины в прокат (а это более 300 копий по России) - само по себе событие. У вас есть уверенность, что он вызовет интерес у широкой публики?
- Думаю, да. Потому что это картина про нашу жизнь, про наши проблемы. Но, конечно, это немного сказка, притча. Про то, что все в жизни взаимосвязано и ничего не бывает случайно. Вы же сами точно написали в рецензии, что фильм - об ответственности человека за каждое слово, помысел, поступок. Все, что ты делаешь, о чем мыслишь, меняет мир и на тебя же влияет.
- В вашей картине впечатляюще снята бесовщина. Вам лично приходилось испытывать на себе ее присутствие?
- Нет, я далек от всего этого. "Ночной дозор" стал моим знакомством с миром мистики. Но продолжение фильма, которое выходит зимой, будет совсем другим.
- Вашу картину обвиняют в проповеди сатанизма...
- Ну как это может быть, когда она заканчивается словами: "Пока есть те, кто несет свет, надежда остается"?! Те, кто так о ней говорит, не хотят, чтобы поднимался вопрос о темных силах, а значит, сами находятся в "той" команде.
- Можете представить себя в ситуации главного героя этого фильма, который пытается вернуть любимую, наказав ее с помощью колдовства?
- Слава Богу, пока таких моментов в моей жизни не было. Но вместе с героем я пытался понять, как бы я вел себя в подобном случае полного отчаяния и безысходности. Ведь он идет к ведьме не в мистическом смысле, а вполне бытовом, человеческом, может, пьяный был (смеется).
- Пытались ли вы в своем фильме поднять вопросы веры, религии?
- Думаю, к религии, как любая сказка, мой фильм отношения не имеет. Это просто иной уровень осмысления вечных игр типа Масленицы.
- Из потока современных отечественных фильмов что-нибудь можете выделить?
- Я очень мало и неразборчиво смотрю кино, особенно наше, поскольку живу суетной жизнью. Настоящий кинематограф, который можно было пересматривать по нескольку раз, ушел в прошлое. С удовольствием смотрю разве что нашу классику типа "Большой перемены" или "Джентльменов удачи". И в "Ночном дозоре" мы постарались, чтобы возникли отголоски кино сталинской эпохи, "оттепельной" поры и 70-х годов.
Из современных с удовольствием посмотрел картину Вонга Кар-вая "Любовное настроение". А вот культовый в кинематографических кругах фильм "Танцующая в темноте" Ларса фон Триера мне не понравился. В кино у меня не осталось кумиров, а в литературе пока есть - Андрей Платонов.
- Спецэффекты в фильме действительно российские?
- Да. Американские только в финале и всего пять процентов. А так весь фильм - абсолютно российский продукт, над которым трудились 25 студий со всей России. Это настоящий подвиг русских компьютерных графиков, потому что иначе никакого бюджета бы не хватило. Вообще, в России будут и деньги, и сценарии, и актеры только тогда, когда мы все научимся производить здесь. Никакая Америка нам не нужна, потому что есть главное - наш зритель, который хочет смотреть отечественное кино. И в этом смысле я патриот.