"Тени исчезают в полдень"

   
   

Этот сериал телезрители увидели ровно 30 лет назад: всего-навсего жизнь простых людей в самой обычной деревне на протяжении трех десятилетий. Но показано это было так, что ком вставал в горле и невозможно было оторваться от экрана. В "Тенях" не было слащавой бравурности, свойственной фильмам тех лет о колхозной жизни, но не было и искусственной трагедийности - все предельно просто и правдиво. Может, именно в этой незамысловатости и был секрет всенародной популярности "Теней"?

Валерий УСКОВ напугал цензоров реализмом

МЫ НЕ делали картину политической. Мы делали фильм о судьбе людей в водовороте истории. И "враги" (по прежним понятиям) - Пистимея и Устин - были нами показаны как люди с трагическими судьбами. Шура Завьялова и Сергей Яковлев великолепно их сыграли! Некоторые сцены в свое время даже были вырезаны цензурой именно из-за силы воздействия! Например, сцены купеческих гулянок отца Пистимеи, когда ей бородой одного из мужиков чистят ботинки. Или сцену воспоминаний Пистимеи, как отец ей дал миллион "на шпильки и шляпки". Мы сейчас смотрим фильм и сами не понимаем, как вышло, что артисты у нас не играют, а живут. Письма от зрителей приходили потом не актеру Вельяминову, а "председателю колхоза Захару Большакову". Мешки писем!

Как-то на съемках "Вечного зова" застрял наш автобус со съемочной группой. И мы с Вельяминовым пошли в ближайшую деревню за трактором. Когда там увидели Вельяминова, все сразу закричили: "Захар Захарович!.." И... потащили его на правление колхоза, которое как раз шло, чтобы посоветоваться с ним, как лучше вести хозяйство... Его везде воспринимали как долгожданного, любимого председателя колхоза Захара Большакова. Спрашивали, как сеять, как управлять. Перед нами открывались все двери!

Кстати, мало кто знает, что Петр Вельяминов на самом деле не имеет никакого актерского образования. Он 10 лет просидел в тюрьме: в 17 посадили, а в 27 вышел. Учиться уже было некогда. Когда мы его нашли, он был провинциальным самодеятельным актером. А по происхождению, между прочим, из настоящей дворянской семьи Вельяминовых. Его отец был полковником царской армии, который перешел на сторону революции. Петр, несмотря на его судьбу, остался истинным дворянином до мозга костей. А когда мы одели Вельяминова в телогрейку и ушанку, люди восприняли его как простого русского мужика. Вот это и есть истинный аристократизм! Вельяминов притягивает внутренней духовностью, она у него в крови, в нем есть какая-то надежность.

А на роль Фрола мы поначалу прочили Вадима Спиридонова - он блестяще снялся в пробах. Но его педагог Сергей Герасимов не разрешил ему сниматься во время учебы.

Для съемок мы нашли скалу в Свердловской области и назвали ее Марьин утес. А когда фильм вышел, эту скалу стали под таким именем вносить во все карты! И теперь туда даже проложен специальный туристический маршрут - "К Марьиному утесу". И там отмечают дни рождения, устраивают пикники... Песня из фильма "Гляжу в озера синие" стала почти что гимном России.

Геннадий КОРОЛЬКОВ бился о бетонный пол головой

ЭТО БЫЛА совершенно потрясающая работа с режиссерами Усковым и Краснопольским! Мы снимали на моей родине - под Уралом. Три месяца работали там в совершенно жутких условиях. В той деревне на берегу реки, где мы снимали, не было никаких продуктов. Провиант нам доставляли на вертолете. Я был просто счастлив, что мы смогли выжить! Когда съемки закончились и мы летели с Галей Польских домой в Москву, мы с ней сели в аэропорту на лавочку, обнялись после всего пережитого и... так крепко заснули, что проспали свой самолет! Так в обнимку и спали на этой лавочке... Хорошо, нас уже знали в лицо, поэтому отправили следующим рейсом - а то бы могли застрять неизвестно на сколько!

А знаменитую сцену гибели моего героя ("Федька! Ты не смотри на меня так!..") снимали уже в павильоне "Мосфильма". Причем делали несколько дублей. Сначала сняли, но явно переборщили с количеством моей "крови" на полу бункера. Решили переснять. Сказали: "Меньше крови надо. Не стоит так травмировать зрителей". И меня снова бросали на бетонный пол этой камеры головой... Ужас!

Петр ВЕЛЬЯМИНОВ получил на орехи от ребенка

ЭТО БЫЛ мой первый фильм, первые съемки, поэтому все впечатления - самые яркие. Все говорят, что один из наиболее трогательных моментов - это эпизод, когда мой герой хочет усыновить сироту Мишу. Как известно, работать в кино с детьми очень сложно. Так вот этот маленький актер - Коля Лиров - сразу же поставил меня в очень сложные условия. Он на полном серьезе сказал: "Знаете что, я уже в 3-й картине снимаюсь, а вы - в 1-й!.." Он, совсем маленьким, снялся в фильме "Неподсуден", а потом еще где-то. И к моим замечаниям относился очень осторожно...

Анатолий ШАЛЯПИН едва не опоздал на свою свадьбу

ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, что участие в фильме "Тени исчезают в полдень" я организовал себе сам. Прочитав роман Иванова, написал письмо на киностудию "Мосфильм". Мол, роман "Тени исчезают в полдень", на мой взгляд, совершенно замечательный и достаточно кинематографичный, в нем есть людские судьбы. И дальше я просил, если роман будет экранизирован, дать мне возможность сыграть в нем роль Митьки - сына Фрола Курганова. Отправил это письмо и... забыл о нем напрочь. Прошло довольно много времени, и вдруг, будучи с театром в Туле на гастролях, я получаю телеграмму: "Вы утверждены на роль Митьки в картине "Тени исчезают в полдень". Так что начальную заявку на этот фильм и на свое в нем участие я подал сам! Возможно, конечно, что это простое совпадение.

В первый мой съемочный день снималась сцена на плоту, где я должен папироской прожигать штаны Купи-продаю, после чего он сваливается в реку. Я еще никого не знал из партнеров и очень нервничал, не мог играть. Тогда объявили перерыв. Меня все актеры окружили, стали знакомиться, как-то подбадривать, и обстановка разрядилась. А я все думал: как же буду горящей папиросой живого человека тыкать, я же прожгу ему штаны насквозь, до тела, ему будет больно... И эти свои сомнения высказал вслух. И тогда Борис Кузьмич Новиков (ныне покойный) сказал мне в своей манере: "Ты, эта... давай поджигай! У меня там... столько ваты наложено, что ты ничего мне не прожжешь! Не достанешь!" Ко мне после этого партнеры стали лучше относиться - поняли, что я не сволочь какая-нибудь! Мы все очень подружились. Галина Польских потом стала крестной моего сына. Я как раз в процессе съемок женился. В фильме есть сцена, где мы убираем сено и я забрасываю им женщин. Так вот в тот момент, когда эта сцена снималась, я должен был быть... в ЗАГСе - расписываться! А все актеры, зная это, посмеивались надо мной, говорили: "Может, это к лучшему? Может, не стоит тебе жениться?" Но в ЗАГС я все-таки поехал, а вот Галя Польских и Валера Малышев, которые должны были быть моими свидетелями, из-за съемок опоздали и приехали, когда мы уже выходили из ЗАГСа.

Кстати, там, под Звенигородом, когда мы кидали это сено, произошел забавный случай. В перерыве между дублями ко мне подошел председатель местного колхоза и спросил: "А когда фильм отснимите, что будете делать?" Я не совсем его понял и ответил: "Ну... не знаю!" И тогда он вдруг сказал: "У меня к вам предложение: идите ко мне в бригаду! У вас очень ловко получается. Будете у меня работать, а я вам буду хорошо платить. На съемки буду отпускать!.."

Мы, актеры, жили по разным хатам. И женщины-хозяйки, у которых мы жили, приходили на съемочную площадку, приносили нам поесть. И тогда, независимо от того, что мы там снимали, объявлялся перерыв: "Все! Прекращаем съемки! Мальчикам надо обедать!" Так что местные жители всячески нас опекали.

А недавно, когда мы с Театром Луны летели с гастролей из Екатеринбурга, в самолете ко мне подошел мужчина и сказал: "Я должен перед вам извиниться - ведь мы с ребятами тогда хотели вас побить..." Дело в том, что я был молодым, шустрым, донжуанистым и местные деревенские девчонки, конечно, больше заглядывались на нас, молодых актеров, что очень не нравилось их парням. И вот, 30 лет спустя, один из этих парней приходит ко мне с извинениями за то, что три десятилетия назад хотел меня избить!..

Смотрите также: