В КАБИНЕТЕ редактора одной из российских бульварных газет висит огромная фотография: Светлана Конеген держит в руках мужское достоинство Бари Алибасова. Да, прошло время, когда изображение звезды кино или эстрады смахивало на портрет члена Политбюро. Современные папарацци из кожи вон лезут ради пикантных снимков. А некоторые и сами их "создают": берут лицо популярной актрисы и приделывают к нему тело модели и грудь порнозвезды... Законно ли это? Об этом наш разговор с генеральным директором компании "Авеста", занимающейся вопросами права, налогов, маркетинга, рекрутинга и аудита, Екатериной Шавловской.
Земфира - драчунья
- ЕКАТЕРИНА Алексеевна, что по закону могут снимать отечественные теле- и фотопапарацци, а что уже считается вторжением в личную жизнь знаменитости?
- Если фоторепортер или оператор снимает известную личность на вечеринке, в фойе, за кулисами или на улице, это не является вторжением в личную жизнь, а вот когда с фото- или видеокамерой заходят без разрешения в гримерку и тем более домой - это противоречит закону. Запрещение на вмешательство в частную жизнь гражданина установлено многими законодательными актами, а значит, за их нарушение установлена ответственность, вплоть до уголовной.
Многие отечественные звезды обращались в суд из-за опубликованных без их ведома откровенных или просто не очень качественных фотографий. Очень часто свое изображение на фотографиях не нравится Алле Пугачевой, Ларисе Долиной. Они обращаются в суд и, как правило, его выигрывают - все-таки популярность и авторитет действуют на судью. Я слышала, скоро собирается привлечь к ответственности одно издание актриса Ольга Будина - ей не пришлось по душе фото на обложке. А Земфира в прямом смысле слова сама защищается от назойливых фотографов. Памятна история, когда она сильно поколотила фотографа, пытавшегося ее снять. Кстати, когда пару лет назад Алек Болдуин избил папарацци и тот подал на него в суд, судья оказался на стороне актера и посчитал, что Болдуин действовал в рамках допустимого.
Фальшивая Курникова
- ВОТ ЕЩЕ одно веяние времени: так называемые фейкеры создают компьютерные фальшивки. Были ли случаи, когда наши звезды подавали в суд на таких "художников"?
- Мне помнится лишь один случай, когда Анна Курникова подала в суд на газету "Сан". А первая "фальшивая Анна" появилась в бульварной лондонской газете "Дэйли спорт": на теннисистке была прозрачная майка, сквозь которую просвечивали груди Памелы Андерсон. Специалисты без труда вычислили фальшивку. В России тоже много подобных случаев. Но я пока не слышала, чтобы наши знаменитости судились по этому поводу.
- Почему на нашей эстраде процветает плагиат? Куда ни плюнь, какую песню в исполнении российских певцов и певиц ни возьми, обязательно найдешь сходство с западными шлягерами.
- Если автор услышит фрагмент своего произведения, по закону "Об авторском праве" он может обратиться в суд, где и должен будет доказать, что изначально идея мотива принадлежала ему. У меня в практике был случай, когда автор, чтобы защитить свои права, заверял ноты у нотариуса, тем самым фиксируя момент создания произведения. Советую всем делать так же.
Кто-то из мудрых сказал: "Если вы крадете у современников, вас обругают за плагиат, а если у древних - похвалят за эрудицию". С музыкальным плагиатом очень сложно разбираться. Есть целые сайты, посвященные воровству наших исполнителей у западных, с примерами. Но не пойман, как известно, не вор. Вот Филипп Киркоров поет чужие песни, так он честно об этом говорит и лицензии на использование покупает у авторов. Другие действуют просто нахально, надеясь, что на Западе никогда не услышат их творения. Другое дело, если брать у своих. Помнится, автор песни "Зеленоглазое такси" Олег Кваша долгое время выяснял отношения с группой "Ляпис Трубецкой", перепевшей шлягер. Композитору не понравилась трактовка его произведения, и он попытался получить компенсацию за моральный ущерб. Однако столичные суды до сих пор "футболят" это дело.