ИГОРЬ КРУТОЙ: Я НЕ ТВОРЧЕСКИЙ ТРУП

   
   

НЕДАВНО у композитора Игоря Крутого состоялась шумная презентация диска. Все, как и положено его статусу: ресторан пятизвездочного отеля "Метрополь", куча именитых гостей и т. д. Правда, альбом Крутой записал в нетрадиционном для себя жанре инструментальной музыки. И вообще заявил, что песни будет писать крайне редко, только когда захочется.

- Игорь Яковлевич, говорят, вы совсем не приемлете критику?

- Работа с Леонтьевым и Пугачевой - это творческий процесс, при котором я расту. Их критические замечания - это мои университеты. Но если критика направлена ниже пояса (написал много песен - плохо, сделал творческий вечер - плохо), то отпадает желание что-либо делать. И отчасти вы добились того, что я сейчас практически не пишу песен, а работаю в жанре инструментальной музыки.

- То есть хиты больше не сочиняете?

- Вы к тому, что я уже творческий труп? Нет, я пока в состоянии писать. Был период три-четыре года назад, когда музыка из меня поперла, и я писал помногу и в удовольствие. Но тут есть два отрицательных момента: в то время, когда высунулся со своими песнями, я получил мощную критику и со стороны коллег, и со стороны прессы. А во-вторых, одна песня еще недокрутилась - уже пошла следующая. Поэтому им стало тесно в эфире.

- Этот конвейер шлягеров приводит к тому, что нет времени вдоволь потрудиться над песней, поэтому все ваши аранжировки несовременны. Или вы с этим не согласны?

- Я согласен, что в плане аранжировки не все сделано на сто процентов. Поэтому в последнее время записываюсь в Америке с их аранжировщиками. Три четверти альбома Лаймы Вайкуле записано в США.

- Вся ваша музыка сделана на компьютере. Почему вы не используете живые инструменты?

- А что в этом плохого? Я же не могу посадить оркестр в 40 человек, для меня это дорого. Поэтому использую готовые сэмплы и звуки, натуральнее которых не бывает.

- Хотя складывается впечатление, что вы достаточно состоятельный человек, чтобы оплатить оркестр.

- Важно вести себя так, чтобы складывалось такое впечатление.

- В "Песню года" попасть можно либо заплатив деньги, либо спев вашу песню. Разве не так?

- За участие в последней "Песне года" ни один человек не заплатил ни копейки.

- До этого ведь платили.

- Но надо было, чтобы программа существовала.

- Певица Анастасия жаловалась, мол, не хотите ее ставить в программу даже за деньги.

- А вы можете назвать хоть один хит Анастасии, который был бы достоин финала "Песни года"?.. Тогда о чем мы говорим? Когда исполнитель теряет популярность, винит всех, кроме себя: плохая реклама в городе, директор - дурак, публика не врубается, телевидение берет взятки. И один из пунктов - не спела песню Игоря Крутого.

- По-вашему, сегодня зарабатывать на музыке вообще невозможно? Вон компания "Реал рекордс" на продаже дисков одной Земфиры сколько заработала.

- И сколько таких артистов, как Земфира? Раз-два и обчелся. У "АРСа" контракты с группой "Демо", "Руки вверх!", Андреем Губиным. Последний и "Руки вверх!" пока еще не записали новые альбомы. Поэтому наш самый продаваемый на сегодня проект - это "Демо". Прибыль от продажи их альбома - 10-15 тысяч долларов. Нам еще удалось обмануть пиратов: мы объявили один срок выпуска, а издали на две недели раньше. А ведь когда-то, чтобы заработать "пятнашку", не надо было делать таких телодвижений.

- Следите за тем, что происходит в современной музыке? Пытаетесь как-то следовать моде?

- Большинство современных авторов в полной уверенности, что за пять минут напишут такой же дискотечный хит, как группа "Руки вверх!". Поверьте, это не так. Чтобы все срослось, во-первых, нужно быть этими ребятами, во-вторых, спеть этим тембром и сделать аранжировку именно такую, как у "Руки вверх!".

Нет ничего страшного в том, что танцевальная молодежная культура рванула и своей волной мощно накрыла традиционную эстраду. И как композитор я не вижу себе в этом места. Для того чтобы писать такую музыку, нужно быть молодым. А играть на чужом поле - это заведомо проигрыш.

- Говорят, приход МТV в Россию сильно ударил по артистам старой гвардии. Вы тоже считаете, что последствия "эмтивишной" экспансии произвели революцию на нашем музыкальном рынке?

- Появление МТV - безусловно большой плюс, но они работают в определенном формате. Поэтому и произошел перекос в молодежную культуру. Первого эшелона эстрадных артистов (Пугачеву, Леонтьева, Киркорова, затрудняюсь еще кого-либо назвать) это не коснулось. А вот следующую категорию звезд это затронуло прилично. Наверное, этим и оправдывается существование "Песни года", где эти артисты могут себя показать публике.

Многое из того, что происходит в молодежной музыке, мне нравится. Симпатична группа "Демо", Земфира - крепкий автор, но она мне больше нравится как поэт, чем как композитор. У нее есть драйв, нерв...

- Несмотря на это, Земфира не участвовала в "Песне года".

- Ни Юрий Шевчук, ни Земфира, ни "Мумий Тролль" сами не хотят участвовать в "Песне года", хотя всем им приглашения были отправлены. А вот "Машина времени" принимала участие.

- Шевчук принципиально не участвует в поп-концертах.

- Кстати, песни, которые прославили Шевчука и его группу "ДДТ", написаны по всем законам эстрадного шлягера, и там тоже есть доля попсовости. "Последняя осень" - высококлассный поп-хит с элементами рок-музыки.

Многое из того, что написано рокерами, сделано в угоду публике. Попса попсе рознь: Алла Пугачева - это попса, и "Ласковый май" - попсовая группа. Кобзон тоже, наверное, в какой-то степени поп-исполнитель. Я согласен с одним: чем честнее исполнитель, чем честнее написана песня, тем дольше она живет и быстрее доходит до публики.

Смотрите также: