24 ФЕВРАЛЯ выдался в Петербурге морозным и солнечным. Звучит хор духовной музыки. Венки и цветы занимают большую часть зала. Возле гроба венки от дочери и внука, от близких и родных. У гроба вдова Анатолия Александровича Людмила Борисовна, ее дочь Ксения, дочь от первого брака Собчака - Мария с сыном, сестра, мать Людмилы Борисовны, другие родственники и близкие покойного.
Люди идут мимо гроба. В руках у многих цветы, портреты и книги Анатолия Александровича. Плачут даже мужчины. Каждый старается рассмотреть лицо покойного, запомнить его навсегда. Случайных людей здесь нет. У каждого связано с Анатолием Александровичем что-то очень личное и сокровенное.
Питерская интеллигенция пришла в Таврический фактически полностью. Она всегда поддерживала Анатолия Александровича, до самого конца, даже когда стало ясно, что он уже не победитель. Кто-то мрачно заметил: "Раньше собирались на балах, теперь больше на похоронах".
Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев не любит публичных выступлений, никогда не делает ничего через "не хочу", но тут решил сказать: "Анатолий Александрович всегда поддерживал культуру не по рангу, а по душе. Жаль, что нам не удалось поддержать его на более спокойной работе".
Одним из первых пришел в Екатерининский зал Таврического дворца исполняющий обязанности президента Владимир Владимирович Путин. Он прилетел в город накануне вечером и, говорят, провел несколько часов с родственниками своего покойного учителя. В Таврическом он опять долго сидел с Людмилой Борисовной Нарусовой, которая горько плакала на его плече. Вообще, Людмила Борисовна очень тяжело переживала кончину мужа, за ней постоянно наблюдал врач, тем не менее она всех узнавала, поддерживала разговор, но постоянно повторяла: "Он жив, он жив".
Проститься с Собчаком приехали фактически все питерские москвичи. Приехали политики, деятели культуры, артисты и художники. Мы шли к гробу вместе с министром здравоохранения Юрием Шевченко. Он наблюдал Собчака, именно он спрятал экс-мэра в своей Военно-медицинской академии, когда Собчака собрались арестовывать. Юрий Леонидович прилетел в родной город на несколько часов только из-за того, чтобы выразить соболезнование вдове. "Десять лет мы были знакомы с Анатолием Александровичем, а виделись - всего ничего. Когда он вернулся из Парижа, сразу приехал ко мне в Москву. Конечно, четвертый инфаркт, но все-таки это - отсроченное убийство".
В почетном карауле у гроба сменяли друг друга Анатолий Чубайс и Алексей Кудрин, Олег Басилашвили и Михаил Боярский, Даниил Гранин и Александр Розенбаум. Проводить в последний путь политического романтика решил и бывший помощник президента Сергей Станкевич, живущий четыре года в вынужденной эмиграции в Польше, хотя признался, что решение принял не сразу.
Анатолий Чубайс и Борис Немцов прибыли на панихиду в сопровождении большой группы, в которой был замечен и актер Станислав Садальский, как всегда импульсивный, в черных очках. Борис Березовский не привлекал особого внимания, сказал вдове несколько слов и удалился. Александр Розенбаум пришел вместе с Иосифом Кобзоном. Московских ученых представлял академик Велихов, московских художников - Зураб Церетели. Кинематографистов - Андрей Кончаловский, работающий сейчас в Мариинском театре.
По разным данным, пришли проститься с покойным от сорока до пятидесяти тысяч человек.
Когда стало ясно, что до полудня все не смогут попасть в Таврический, около входа началась паника, милиции пришлось потрудиться, чтобы унять толпу. Начали панихиду, не прекращая прощания.
Отпевание в Спасо-Преображенском соборе началось на полтора часа позже запланированного времени. Те, кто отчаялся попасть в Таврический дворец, ждали церемонии в соборе несколько часов. На отпевании, которое совершил отец Борис, только родные и близкие Анатолия Александровича. Официальные лица не присутствуют. Лишь один Григорий Алексеевич Явлинский. Через полчаса процессия медленно направилась к Александро-Невской лавре. По всему пути следования стояли скорбные люди.
17.30 пополудни. Никольское кладбище Александро-Невской лавры. Владимир Владимирович Путин открывает церемонию прощания. "Дорогая Людмила Борисовна! Дорогие Мария и Ксения! Сегодня мы провожаем в последний путь Анатолия Александровича Собчака. Он был Учителем в самом широком смысле слова. Он учил нас думать свободно и выражать свои мысли открыто".
С последними лучами солнца гроб опускают в могилу. Горсть земли бросают исполняющий обязанности президента, вдова и дочери покойного. Собчака похоронили рядом с другом и соратником Галиной Старовойтовой и убиенным на чеченской войне генералом Малофеевым.
Параллельно с траурной церемонией шла другая коллизия - скандал, который начался во вторник, когда Людмила Борисовна Нарусова выступила с резким заявлением, что воля покойного - не пускать на похороны нынешнего губернатора Петербурга Владимира Яковлева. Два дня шли пересуды - придет не придет, хотя сам Яковлев заявил, что обязательно примет участие в похоронах, это требует протокол. Но, когда в Таврический дворец исполняющий обязанности президента Владимир Путин вошел в сопровождении вице-губернатора, стало ясно - губернатора на похоронах не будет.
Комментируя свое отсутствие на похоронах, нынешний губернатор сказал, что сделал все необходимое, чтобы похороны прошли достойно.
А в гробу Анатолий Александрович лежал очень спокойный и какой-то умиротворенный. Вечный покой вам!