ВОСТОЧНЫЙ Новый год - дело тонкое. А индокитайский, вернее - вьетнамский Тэд - и вовсе не простое.
Начнем с того, что Тэд здесь отмечают дважды: в начале сентября - детский, а в феврале (как выпадет по лунному календарю) - это уже для всего населения.
На термометре - градусов 30 со знаком плюс. На улицах и площадях - танцы драконов под частую барабанную дробь, оглушительное дзиньканье тарелок и восторженные вопли гуляк. Во всех общественных местах - нарядно украшенные столы с традиционными вьетнамскими угощениями - дань религиозной традиции. Во дворцах пионеров - конкурсы икебаны и фонариков: для тех, кто умеет радоваться красоте мира и создавать праздник своими руками.
И все-таки главное событие предновогодней недели - это выставка цветов, или елочный базар, по-нашему. Для этого мероприятия выбирается обычно большой центральный парк. За несколько часов все аллеи расцвечиваются всеми природными красками. Зрелище потрясающее: причудливые орхидеи мирно соседствуют с обычными астрами, кактусы - с розами, мальвы - с хризантемами, подсолнухи - с лилиями. А королева этого удивительного по красоте праздника - апельсиновое дерево.
Европейцы, давно уже "испорченные" искусственными елками, синтетическими газонами и пластмассовыми фикусами, недоверчиво поглаживают неправдоподобно яркую зелень густых ветвей и норовят украдкой отщипнуть ярко-оранжевый плод: "Не может быть, чтоб настоящий!".
Да, да и еще раз - да, все здесь настоящее, и все можно купить по вполне доступной цене. Новогоднее дерево, например, стоит от 70 000 до 1 400 000 донгов (от 5 до 100 долл.) - в зависимости от размера и модели "стрижки" (под елочку, под башенку, под пирамидку...).
И совсем по-настоящему выгнули спины и разинули пасти огромные драконы. Б-р-р, страшно! Хотя, если присмотреться, они довольно добродушные и даже как будто ручные. А зубастые пасти широко открыли - так это они всех с Новым годом поздравляют, говорят: "Чук мон на мой!"