Летайте... поездами Октябрьской железной дороги

   
   

Скорость новых суперэкспрессов на участке Москва - Санкт-Петербург составляет сегодня 200 километров в час

Путешествие из Петербурга в Москву (или наоборот, если угодно) всегда было для русского человека чем-то большим, чем просто деловая или туристическая поездка. А дорога, соединяющая две столицы, по сути дела была и остается главной дорогой страны.

Сегодня между Москвой и Питером курсируют от 10 до 22 поездов в сутки. Ежедневно на этом участке перевозится 20 тысяч пассажиров! Но безусловно, развивая скоростное движение, пассажиропоток можно увеличить больше чем в полтора раза.

И вот теперь дорога эта стала значительно короче, притягивая обе столицы друг к другу, если не в пространстве, то во времени. Старейшую железную дорогу отремонтировали, и теперь по ней пошли скоростные поезда. Время в пути составляет всего 4 часа 20 минут! Можно сказать, что сама концепция перевозки пассажиров изменилась, приблизившись, наконец, к европейским стандартам. Схема нового поезда такова: в первом и последнем вагонах размещаются бары на 16 посадочных мест, в которых можно купить еду и напитки. Со второго по девятый вагон - по 64 места повышенной комфортности в каждом вагоне (это так называемые "областные" вагоны). В креслах, похожих на самолетные, можно откинуться назад. Вагон 3 особенный. Он предназначен для пассажиров, пользующихся льготами, и места в нем предоставляются инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и малоимущим пассажирам.

Если говорить о сокращении времени в пути, то получается, что железнодорожники "украдут" львиную долю пассажиров у авиаторов. Добраться из центра одного города в центр другого на поезде получается быстрее, чем на самолете. Вот уж действительно - новая тема для упражнений в остроумии, когда машинист обгоняет пилота!

Новые поезда начали курсировать с 3 декабря 2000 года. Из Санкт-Петербурга они отправляются по понедельникам, вторникам, четвергам, пятницам и воскресеньям (утренний поезд), утренний рейс из Москвы - по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам. То есть пять раз в неделю по наиболее удобным дням. Сделано такое расписание не с бухты-барахты, а по результатам опроса пассажиров. Утром поезда выходят из Санкт-Петербурга в 6. 55, из Москвы - в 7. 25, а вечером из обоих городов - в 19. 00.

Естественно, у читателя возникает вопрос: что, собственно, это за поезда такие, и в каких заграницах куплены? А поезда-то отечественные. Причем предполагается их стремительная трансформация и модернизация. То, что сейчас просто хорошо - завтра будет еще лучше. На первом этапе это будут электропоезда (нечто вроде электричек, где несколько моторных вагонов, а не один). Каждый состав из десяти вагонов, как уже сказано, с двумя вагонами-барами (головным и хвостовым). Вагоны только с комфортабельными местами для сидения. В дальнейшем предполагается организовать питание пассажиров как на борту самолета при помощи симпатичных проводниц.

И еще к вопросу об отечественных вагонах. Для поездов Питер-Москва подготовлена техническая база в обоих городах. В Металлострое в Питере и в Крюково, что рядом с Зеленоградом, построены два замечательных депо.

Естественный вопрос: до какой скорости нужно разогнать состав, чтобы обеспечить такую экстренную доставку пассажиров? Скорость, разумеется, будет не одинаковая - на мостах и в поворотах пониже, на прямых - побольше. В целом же модернизация подвижного состава, путей и насыпей, инфраструктуры, электросистемы позволили довести скорость поезда до 200 км/ч на прямых участках.

"Красная стрела" и все остальные ночные поезда, а также "Аврора", как ходили, так и будут ходить. Сокращать их время в пути хотя и можно, но, по мнению железнодорожников, нет смысла: так люди могут нормально выспаться в пути и приезжают, когда метро уже открыто.

И о ценах. Пассажирские перевозки на всех поездах в той или иной степени убыточны. Это не откровение, а давно известный факт. Пассажиры оплачивают, в лучшем случае, лишь половину реальной стоимости билета. Но ничего не поделаешь, железные дороги призваны выполнять социальную роль - перевозить пассажиров, быть самым доступным видом транспорта. Чтобы пассажирские поезда перестали быть убыточными, нужно было бы поднять стоимость билетов в два с лишним раза, а стоимость пригородных поездов - в 6 раз. Но тогда они станут недоступны слишком для многих.

Скоростные поезда Санкт-Петербург - Москва - это только первый шаг в этом направлении. В недалеком будущем таких скоростных поездов планируется пустить как минимум семь. Но участок этот будет востребован и транзитными поездами: из Питера - на юг, из Москвы - в Хельсинки, в Петрозаводск. Трасса Москва- Санкт-Петербург - это лишь первый этап строительства скоростных магистралей. Следующее направление - на Запад. Москва - Смоленск - Брест - Варшава. Так называемый "второй коридор". Развив на пути в Берлин скорость 200 км/ч, поезд из Москвы до столицы Германии будет следовать всего 15-16 часов. Реализация этого проекта планируется к 2005 году.

Следующий этап - курортное направление Москва - Воронеж - Ростов - Адлер. Для этого, в частности, надо сократить количество остановок. Следующий этап - Нижний Новгород и Екатеринбург. До Нижнего Новгорода поездка будет продолжаться около 3 часов, до Екатеринбурга - около 15 часов.

Однако вернемся к скоростному поезду Санкт-Петербург - Москва. Железнодорожники ставят перед собой задачу полностью снять грузовое движение на участке Москва - Санкт-Петербург. Транзитное уже снято, но местное - около Питера, Москвы, Твери - все еще сохранилось. Программа по разгрузке трассы идет уже три года.

Страна у нас огромная. А дороги, известное дело... Но хочется верить, что в скором времени мы, живущие на необъятных просторах России, станем ближе друг другу. Просто потому, что станем двигаться быстрее. А какой русский не любит быстрой езды? Так что снова можно будет петь - мы поедем, мы помчимся!

Смотрите также: