Железнодорожные вокзалы - ворота города. Именно на перрон выходят и вернувшиеся в родные места москвичи, и гости Москвы, впервые приехавшие в город. И от того, какие это ворота, во многом зависит их первое впечатление от столицы.
Один московский вокзал вы не найдете ни на одной, даже самой подробной карте города. Это Нижегородский вокзал. А нет его на карте потому, что он уже давно не существует!
Нижегородский вокзал - второй из городских вокзалов (после Николаевского), открывший, собственно говоря, историю Московской железной дороги. Располагался он за Покровской заставой, на обрезе Рязанского шоссе (сейчас о нем напоминает Нижегородская улица). Построен в 1861 году, когда открылось движение от Москвы до Владимира, а на следующий год и до Нижнего Новгорода. Здание вокзала было скромным - одноэтажным, деревянным.
Нижегородский вокзал хотя и занимал довольно большую территорию, но всегда именовался "временным". Учредители Нижегородской дороги настойчиво требовали для него более престижного места. Около 30 лет продолжалась переписка владельцев с властями. В итоге был достигнут компромисс: Нижегородский было решено объединить со строившимся Курским вокзалом. В новом здании, открытом в 1896 году, "старичку" отвели правое крыло, а сам вокзал назвали "Курско-Нижегородский". Но в скором времени слово "Нижегородский" потерялось. Старое же здание стало вначале товарной станцией, а сегодня тут обычные кварталы, и ничто не напоминает о железнодорожном прошлом этого места...