Галина Уланова: одиночество белого лебедя

   
   

Сценические искусства плохо поддаются кинопленке и телевизионному экрану. Еще хуже поддаются литературному описанию. Поэтому, сколько ни смотри старые ленты с балетом Улановой, сколько ни читай о ее необыкновенном танце, а никакого реального представления не получится. Осталась только легенда о величайшей танцовщице, о ее волшебном творчестве и о неординарной, своеобычной личности.

Взлет нелюдимой девочки

Галина Сергеевна Уланова родилась в начале января 1910 года в Петербурге, в семье артистов балета Мариинского императорского театра. Однако девочка с детства невзлюбила профессию балерины, видя, как трудно дается это искусство. В семье были строгие порядки, дисциплина, девочка росла несколько нелюдимой, ей плохо давалось общение с незнакомыми людьми, она любила природу, любила играть в индейцев, плавать, лазать по деревьям.

Однако в возрасте девяти лет Галина все же начала учиться балету - причем у своей матери Марии Федоровны Романовой, которая к тому времени оставила сцену и стала преподавателем классического танца. В 1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище. На выпускном вечере танцевала Седьмой вальс в "Шопениане". Через тридцать с лишним лет Уланова в этом же балете выйдет на сцену в последний раз.

После окончания училища юную балерину взяли в ленинградский Кировский театр. Почти сразу она получила партии Одетты - Одиллии в "Лебедином озере", Маши в "Щелкунчике", Авроры в "Спящей красавице". В феврале 1935 года Галина Уланова впервые выступила на сцене Большого театра - ленинградцы были в столице на гастролях. Она танцевала "Лебединое озеро". Успех у столичной публики был невероятный. Слава о необыкновенной балерине дошла до самых верхов - Уланову представили к различным наградам и премиям.

Расскажем немного, в чем же, по описаниям современников, состояла уникальность искусства Улановой. Танцевала она не броско, без особых исхищрений, хотя движения ее были стремительны, легки, точны и изящны. Но главное - Уланова наполняла свои образы тончайшим душевным психологизмом, не очень-то свойственным классическому балету. Зритель включался в переживания героинь Улановой, будто он находился на спектакле драматического театра.

Москва, далее везде...

В конце 30-х годов талант Улановой захватил выдающегося композитора Сергея Прокофьева. При участии самого автора шли репетиции его балета "Ромео и Джульетта", где Уланова танцевала партию Джульетты. Поначалу отношения композитора и балерины не очень ладились, но когда в 1940 году состоялась премьера "Ромео и Джульетты", то Прокофьев был настолько восхищен Улановой, что тут же взялся писать балет "Золушка" специально для великой танцовщицы, которую он без тени иронии называл "обыкновенной богиней".

Но тут началась война, Уланова на какое-то время оказалась в эвакуации в Казахстане, а в 1944 году стала солисткой балетной труппы Большого театра. Публика приняла ее с восторгом. Но нелюдимый характер артистки делал ее в первые годы московской жизни весьма одинокой. Постепенно, правда, она обрела друзей, в ее жизни появились выдающиеся мужчины: знаменитый театральный режиссер Юрий Завадский, главный художник Большого театра Вадим Рындин, замечательный актер Иван Берсенев, прославленный дирижер Большого театра Юрий Файер... Искусство Улановой высоко ценил Сталин. Ее осыпали почестями, у нее был автомобиль, ей дали огромную пятикомнатную квартиру в престижном высотном доме на Котельнической набережной.

Балерины уходят со сцены очень рано - изящное искусство танца требует огромной физической выносливости. Но Уланова в 1956 году (ей было уже 46) только впервые в жизни выехала за границу - Большой театр давал гастроли в Лондоне. Тут ее впервые увидели зарубежные ценители балета. И никакое признание дома не шло в сравнение с тем, какой прием устроили Улановой ее зарубежные коллеги и поклонники. Слова известной песенки "И даже в области балета мы впереди планеты всей" фактически относятся, прежде всего, к Улановой. Мировым балетным сообществом Галина Уланова была безоговорочно признана лучшей танцовщицей всех времен.

Власть опомнилась: Уланову, как затем Юрия Гагарина, объявили национальным достоянием и стали посылать за границу для демонстрации наших достижений.

Последнее одиночество

Она всегда была далека от быта, от обыденных проблем и хлопот. Ее мир сосредоточился на искусстве. И хотя Уланова исправно выполняла многочисленные общественные обязанности (ее выдвинули в какие-то комитеты, конгрессы, форумы), но главным делом на склоне лет стало для нее обучение балетному искусству юных танцовщиц. Как педагог Уланова работала практически со всеми звездами балета Большого театра последующих поколений.

Все это, конечно, не заменило семью, детей, которых не было. Постепенно уходили из жизни старые друзья. Потом пришла настоящая старость. Тем временем наступила новая эпоха, а с ней - настоящая бедность. Лучшая балерина мира сменила квартиру на меньшую, чтобы выжить. Когда у нее случился второй инсульт, никого не было рядом, сколько дней она пролежала одна без помощи, никто не знает. Дверь квартиры взломали, Уланову отвезли в больницу, где через несколько дней - 23 марта 1998 года выдающаяся танцовщица покинула этот мир. А вместе с ней навсегда ушла тайна ее гениального искусства, о котором судить будут теперь только по легендам.

Смотрите также: