Эдит ПИАФ: французский воробышек навсегда

   
   

Она родилась на улице и любила рассказывать историю о том, как ее мать не успела добраться до больницы и принесла малышку прямо на плаще полицейского. И первой сценой Пиаф стал тротуар: ее папаша Луи Гассион был бродячим акробатом, а в обязанности шестилетней Эдит входило собирать денежное вознаграждение...

"Теперь девочка обойдет вас с тарелкой, - кричал папаша Гассион. - А затем, чтобы вас отблагодарить, она сделает опасный прыжок! Но прыжка Эдит делать не умела, зато однажды решилась спеть "Марсельезу". Слушатели были тронуты, и в шапку обильным дождем посыпались монеты. С тех пор репертуар бродячего цирка пополнился нетрадиционным жанром - песенным.

По сути, единственными детскими годами жизни Эдит с полным правом можно назвать только те три года, которые она провела в доме "у шлюх". Мать отдала ее на попечение своих родителей-алкоголиков. Когда Луи Гассион вернулся с фронта в 1917 году, то застал страшное зрелище: худая, оборванная, грязная малышка еще и ослепла от перенесенного конъюнктивита. Тогда отец и отправил Эдит на воспитание к собственной матери, содержавшей дом терпимости. "Девушки" трогательно заботились о ребенке - впервые Эдит почувствовала искреннюю ласку и любовь. Рассказывают, что именно молитвами девиц легкого поведения и обещанием бабушки пожертвовать на нужды церкви десять тысяч франков Эдит чудесным образом прозрела 25 августа 1921 года, в день Святой Терезы.

Около года девочка даже ходила в школу, но "приличные" люди были шокированы - ребенок, живший в доме терпимости, не мог сидеть за партой с детьми из порядочных семей. Вскоре отец вынужден был забрать дочку, и для Эдит начались "университеты" бродячей артистки. Когда девочке исполнилось 15 лет, она решила начать самостоятельную жизнь: сняла гостиницу и полностью положилась на заработки от уличного пения.

Рассказ о своей жизни Эдит всегда начинала со встречи в хмурый октябрьский полдень 1935 года с человеком, изменившим ее жизнь. Это был хозяин кабаре Луи Лепле, верно угадавший в маленькой грязной певичке огромный талант. Луи дал Эдит постоянную работу в своем заведении, он в буквальном смысле вывел ее на настоящую сцену, он подарил Эдит имя, которое прогремело на весь мир - Пиаф. Тяжелые дни наступили для Эдит, когда папаша Лепле был убит.

Однажды, еще при жизни Лепле, Эдит заглянула к одному издателю. Господин, сидевший за роялем, попросил гостью послушать новую песню. Простодушная девушка откровенно выразила свое мнение о том, что музыка весьма посредственна, зато слова ей понравились. Автор текста, а им оказался Ассо, был польщен - так завязалось их знакомство. Образованный, педантичный, умный Раймон задался целью превратить "гадкого утенка" в прекрасного лебедя. Надо сказать, что до Ассо Эдит имела богатый опыт общения с мужчинами, но то были по большей части матросы, солдаты, портовые рабочие. Раймон взялся за образование Эдит, поскольку она с трудом умела читать по слогам. Именно Ассо познакомил Пиаф с любимым композитором певицы - Маргерит Моно. С именем Ассо связано и первое крупное выступление Пиаф перед публикой в самом знаменитом мюзик-холле Парижа - "АВС", которое закончилось потрясающим успехом. С этого вечера в профессиональной жизни Эдит больше никогда не было ни спадов, ни простоев, ни остановок. А с Ассо они разошлись.

Самостоятельной, резкой Эдит наскучило играть роль "бедной овечки". В любви она требовала только непосредственности чувства, и как только этот восторг исчезал, певица без раздумий расставалась с предметом былой страсти. Говорят, что по-настоящему Эдит любила лишь Марселя Сердана, знаменитого боксера, погибшего в авиакатастрофе. Но, может, он и был единственным непокинутым мужчиной лишь потому, что ушел из жизни до того момента, как ушла из сердца Эдит любовь к нему.

Вторым таким человеком был молодой муж Пиаф - Тео Сарапо. На его руках великая певица скончалась. Не задумываясь, певица растрачивала свои время и силы на тех, кто был рядом, кто имел счастье понравиться ей.

Помимо музыкального таланта Эдит обладала значительным драматическим даром. Она знала многих сильных мира сего - знаменитых, богатых, влиятельных. Эдит дружила с Марлен Дитрих, гордилась знакомством с Чарли Чаплиным, сидела за одним столом с наследными принцами. Она с пренебрежением относилась к деньгам, хотя зарабатывала их миллионы. Зато те, кто ее окружал, легко пользовались ее средствами; деньги уплывали прежде, чем она успевала даже взглянуть на них.

Она так и осталась до конца дней уличной девчонкой, не привыкшей к милостям судьбы, "великой уличной девчонкой", о которой Кокто, обожавший Пиаф, написал: "Посмотрите на эту маленькую женщину, чьи руки подобны ящерицам. Взгляните на ее лоб Бонапарта, на ее глаза слепца, который обрел зрение. Как она будет петь?.. Как вырвутся из ее узкой груди великие стенания ночи? И вот она уже поет, или, точнее, - на манер апрельского соловья пробует исполнить свою любовную песнь. Слышали ли вы когда-нибудь, как трудится при этом соловей? Он старается. Он раздумывает... Он задыхается. Устремляется вперед, отступает. И внезапно, найдя то, что искал, начинает петь. И потрясает нас".

Смотрите также: