Описать Кончаловского в нескольких словах не удастся - слишком многогранная личность. Знаменитая семья Михалковых-Кончаловских дала миру много талантливых художников. Но "случай" с Андреем Кончаловским - особый. Критики любят делить его биографию на советский, голливудский и современный, российский, периоды. Так ли уж это важно зрителю, если режиссер во все времена, в разных странах и в различных исторических условиях снимал СВОЕ кино, раскрывая свои мысли, идеи, чувства и образно передавая их на экран. А еще он автор сценариев всеми любимых фильмов - "Ташкент - город хлебный", "Лютый", "Транссибирский экспресс", "Андрей Рублев", "Иваново детство". Яркий представитель авторского российского кинематографа, снявший "Сибириаду", "Асю Клячину", "Дворянское гнездо", "Одиссею", "Танго и Кэш". Постановщик театральных и оперных проектов на знаменитых сценах мира, включая театрализованное представление на Красной площади к 850-летию Москвы и проекты к 300-летию Петербурга. Андрей Сергеевич - автор множества статей о кино и книг: "Низкие истины" и "Возвышающий обман". Сегодня появилась возможность увидеть работы Кончаловского на российском телевидении.
- Готовятся к выходу сразу три ваших проекта на канале "Культура". О чем они?
- Функции художественных фильмов в настоящее время изменились, стали более развлекательными. Документальные ленты практически перестали снимать, они не увлекают современного зрителя. А если надо какой-то материал преподать? В какой форме интереснее передавать культурологические знания? Я думаю, что в этом смысле самый лучший инструмент - телевидение. Для этого я даже изобрел термин "образовлечение", что означает образование в форме развлечения. Первый проект носит название "Гении". Он о российских музыкантах, не только о композиторах, но и об исполнителях. Первую серию "Рахманинов" можно было увидеть к 300-летию со дня рождения композитора. Далее планируются передачи о Прокофьеве, Скрябине, Шостаковиче, Стравинском. Другой цикл я бы назвал "Бремя власти". Обычно к власти люди относятся утилитарно. Хотелось бы найти другой подход. Помните у Пушкина: "тяжела ты, шапка Мономаха". Это рассказ об определенных характерах, о персонажах мировой истории, которые должны были взять на себя достаточно тяжелое бремя по управлению страной. Первый фильм будет об Андропове. Но я бы хотел сделать фильм и о Ярузельском, об Ата Тюрке, Пиночете. В размышлениях о роли культуры в жизни страны появился третий пласт - "Культура - это судьба". Культура каждого народа определяет его судьбу, и поэтому здесь уместны размышления не только о культуре русской, но и других наций, цивилизаций, сравнительная топология разных культур и конфессий. Здесь можно найти ответ на вопрос: чем мы отличаемся от других и чем мы похожи? В этих передачах я участвую как ведущий, потому что темы требуют собственного взгляда автора на разные вещи.
- Почему был выбран канал "Культура"?
- Потому что его смотрят зрители, которые не хотят развлечений и не любят переключать кнопки пульта. Мне представляется, что это люди, которые любят читать. Другие каналы с огромным количеством рекламы, мне кажется, больше подходят для любителей листать картинки в журнале. Если сравнивать с иностранными каналами, то наше телевидение, к сожалению, уже перегнало многие страны по количеству рекламы. Российское телевидение отражает вкус российского зрителя, но, тем не менее, является не самым плохим в мире. Например, итальянское телевидение гораздо более легкомысленнее. Итальянцы любят красивых женщин, поэтому в любой передаче участвуют длинноногие дивы, которые могут даже ничего не говорить, но присутствовать будут даже в политической передаче, чтобы было можно смотреть на красивое...
Про себя могу сказать, что очень мало смотрю телевизор, разве только новости.
- На нашем телевидении было много попыток сделать авторские программы с участием ведущих актеров и режиссе-ров - Калягина, Говорухина, Табакова, Басилашвили. Но их нельзя назвать слишком удачными. Как вы думаете, почему?
- Когда вы ставите программу на поток, то очень сложно быть все время оригинальным, возникают определенные шаблоны, клише. Хотя хорошо, что разные каналы дают возможность высказаться известным деятелям культуры, но на телевидении спрос очень четко рождает предложение. Если передачу смотрят реже и реже, ее все равно закроют. Кроме того бывает, что интересная индивидуальность не совпадает с программой или наоборот... Телевидение - очень мощный рычаг. Но это массовые развлечения и удовольствия, а массовость никогда не являлась залогом качества. К сожалению, часто бывает, что телевидение становится не окном в мир, а стеной, на которой видны тени, совершенно не отражающие реальность. Но ведь и правды нет и быть не может. Любая истина - только часть истины. Вы приходите к врачу, и он говорит вам, что "вы больны", затем "но я могу вас вылечить", и последнее - "вы все равно умрете". При словах "вы умрете" - у человека ужас, "вы больны" - депрессия, а "вы больны, но, мне кажется, я могу вас вылечить" - появляется надежда. И все это истина.
- В своей книге вы пишете, что "каждая картина - это эксперимент". В случае с вашим последним фильмом "Дом дураков" он был удачным?
- Я не могу об этом судить. Пусть судят история, кинокритики, зрители. Ведь эксперимент на то и эксперимент, что мы никогда не знаем, какой будет результат. Когда режиссер начинает делать картину, он никогда не знает, хорошая или плохая она получится. Не знает он об этом даже тогда, когда она закончена. Например, нам кажется, что мы делали картину вечную, а она может быстро "умереть", и наоборот, есть картины, которые по 30 и 40 лет смотрятся так же, как и раньше. Во всяком случае, кино - это всегда попытка выразить свои мысли. Мне кажется, что "Дом дураков" развивается именно в том направлении, в каком бы мне хотелось, чтобы развивалось мое кино.
- Картина была показана на Венецианском фестивале, где взяла приз, затем в Москве и Чечне. Последует ли за этим прокат по всей России?
- Не думаю. Российский прокат сейчас настолько закабален американскими фильмами, что это не имеет смысла. Я думаю, что достаточно скоро зрители смогут увидеть его по телевидению.
- В детстве вы ужасно не любили уроки физкультуры. Занимаетесь ли сейчас спортом?
- Уроки физкультуры - это ужасно скучно. А сейчас я люблю много бегать, чтобы держать мышцы в тонусе, люблю теннис. Здоровьем и собой надо заниматься ежедневно. Даже если нет времени, некогда, много работы, я нахожу для занятий время каждый день. Лучше что-то другое отложить, а это нельзя откладывать. Более того, спорт дает силы много работать и возможность хорошо себя чувствовать.
- Вашей самой младшей дочери три года. Как вы себя чувствуете в роли отца сейчас?
- Я сейчас чувствую себя молодым папой гораздо больше, чем когда у меня родились дети в молодости. С возрастом отцовство более осознанное.
- Чему бы вы хотели ее научить?
- Чему научить? Я так не ставил бы вопрос. Я бы просто хотел, чтоб она очень любила меня и свою мать, чтобы она о нас заботилась так же, как мы заботимся о ней. Я думаю, что это задача любой семьи, чтобы дети заботились о родителях в преклонном возрасте, но это закладывается в детстве. Для этого семье надо жить вместе, чтобы видеть друг друга, видеть отношение друг друга к разным вещам. От человека нельзя требовать, чтобы он был хорошим, это невозможно.
- Насколько близкие отношения у вас со старшим и единственным сыном?
- У нас чудные отношения, я рад, что у него много работы, мы часто встречаемся, мне с ним всегда очень интересно.
Смотрите также:
- Валерий Тодоровский: "Деньги для нас стали наркотиком" →
- Алексей Жарков: "От стрессов спасает влюблённость" →
- Митта без дела не сидит →