Что такое графология? Это методика анализа почерка, с помощью которой можно определить внутренние черты характера человека, выраженные в написании букв.
Скептики скажут, что письмо - это просто работа мышц. Но это не так. Почерк - это внешнее проявление индивидуальных черт характера и ума. Если бы почерк был лишь результатом работы мышц, он бы не раскрывал человеческих эмоций. Бывали случаи, когда человек повреждал свою правую руку, и ему приходилось обучаться писать левой рукой. И хотя, на первый взгляд, слова, написанные левой рукой, отличаются от тех, что написаны правой, при внимательном сравнении открываются те же основные черты почерка человека. Более того, даже у людей, потерявших обе руки и научившихся писать ногами, появляются те же закономерности характера.
О связи почерка с характером знали еще в древности. Так, в письме римского императора Нерона говорится: "Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура". А в трудах китайского философа Конфуция сказано: "Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром". Но в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, графология сложилась не так уж давно. В 1872 году французский аббат Мишон написал книгу "Система графологии", впервые употребив этот термин. Для того, чтобы окрестить новую науку, аббат использовал два греческих слова "графо" (писать) и "ологи" (наука).
Книга имела огромный успех, и увлечение графологией распространилось по многим странам. Впоследствии, благодаря энтузиастам, она развивалась и совершенствовалась.
Одним из самых новых и важных направлений в исследовании почерка стало использование образцов письма пациента, полученных под гипнозом. Когда взрослым людям внушали, что они - в детском возрасте, их почерк менялся, и они начинали писать, как дети. Благодаря тому, что стало возможным анализировать почерк человека в различном возрасте, можно проследить его эмоциональное и интеллектуальное развитие от детского до взрослого состояния.
Другие интересные эксперименты связаны с обнаружением признаков болезней, которые проявляются в характере почерка. Эти тесты проводятся профессиональными графологами, работающими в больницах вместе с врачами. Когда окончательные результаты исследований будут обнародованы, они, вероятно, окажут существенную помощь врачам.
Способность анализировать почерк не является врожденным даром. Графология основана на определенных правилах, которые должны строго применяться для того, чтобы получить верный результат. И еще. У анализа почерка существуют пределы возможностей, о которых необходимо сообщить. Вы не можете сказать, принадлежит ли почерк мужчине или женщине, если текст не подписан. Автором крупного, размашистого письма, которое на первый взгляд писал мужчина, может оказаться милая бабуся, обладающая сильной и энергичной натурой. Часто мелкие буквы с легким нажимом, которые по видимости писала женщина, на самом деле были начертаны застенчивым мужчиной со склонностью к сентиментальности.
Нельзя узнать по почерку, женат ли мужчина и замужем ли женщина, есть ли у них дети. Даже характер работы писавшего определить практически нельзя, поскольку многие люди занимаются делами, для которых они не подходят, но справляются с ними благодаря своим способностям. В то же время почерк открывает то призвание, к которому человек наиболее подходит.
И, наконец, несколько слов о том, как проводить анализ. Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Лучше не переписывать текст из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным. Постарайтесь получить и подпись человека, потому что подпись отличается от остального текста. Хорошо бы раздобыть образец письма, написанного раньше, когда испытуемый еще не знал, что будет проводиться анализ его почерка. Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страниц, обращайте внимание на последнюю, потому что к концу письма его автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы покрасивее выводить буквы. На последней странице он пишет более естественно.
Ну, а теперь наш первый урок.
Оптимизм или пессимизм. Наклон строки
Почерк, который идет точно по прямой, принадлежит человеку, которого нелегко расстроить мелкими неприятностями или заявлениями других людей. Такой человек тщательно обдумывает свои мысли и поступки и удерживает свое настроение под контролем.
Если линии почерка поднимаются вверх, это - признак оптимизма.
Такой человек не теряет духа, сохраняет веру и надежду и обычно является довольно амбициозным, стремясь продвинуться вперед. Он - доброжелательный товарищ, хорошо приспосабливается к окружающей обстановке.
Иногда строка взбегает вверх под большим углом. Так пишет неисправимый оптимист, суждения которого часто оказываются ошибочными из-за того, что он ходит по земле, высоко задрав голову, и не замечает реальной окружающей обстановки. Тем не менее, такой человек по-своему счастлив.
Противоположным примером является строка, которая постоянно опускается вниз.
Это - пессимист, который склонен проявлять скепсис во всем. Если спуск строки вниз не столь ярко выражен, то, возможно, пессимизм представляет собой лишь смесь осторожности и критичности, а такая черта характера не является плохой. Резкий спуск строки вниз - это признак убежденного пессимиста, которого нелегко вывести из упаднического настроения. Правда, не исключено, что это лишь временное состояние человека. Хорошо было бы просмотреть образцы почерков "пессимиста", сделанные за некоторое время до данного анализа, и обратить внимание на то, как шла строка раньше. Бывает, что самый бодрый человек испытывает временное ухудшение здоровья или на него сваливается какое-нибудь несчастье, что вызывает у него депрессию. Такое состояние автоматически заставляет его почерк спускаться вниз. Однако, как только условия меняются, строка с удивительной быстротой возвращается к своему обычному положению - ровному или бегущему вверх
В следующем примере мы имеем почерк человека с переменчивым настроением, у которого каждое слово может прыгать то вверх, то вниз.
У такого человека настроения меняются постоянно в зависимости от времени, места, окружающих людей. Людям, у которых нет устойчивого направления в написании строки, трудно приспособиться к любой работе, домашнему занятию или хобби, требующим тщательного соблюдения устойчивого порядка. Очень часто бывает, что умный человек не добивается никакого успеха, даже в вещах, для которых он, казалось бы, создан. И он сам, и все окружающие удивляются, почему же он не добился ожидаемого успеха. Чаще всего у таких людей направления строк и наклоны букв не отличаются постоянством, а то и дело меняются. Им надо обратить внимание на это обстоятельство и попытаться взять под контроль свои переменчивые настроения.