Турецкий гамбит

   
   

Джаник Файзиев - режиссер фильма "Турецкий гамбит", премьерный показ которого состоялся 22 февраля. 4 марта режиссер давал он-лайн интервью на Rambler Vision, а после него любезно согласился рассказать читателям "Я хочу все узнать" о том, как сегодня снимается хорошее российское кино.

- Джаник, вы не новичок на телевидении и в кинематографе, но о вас сложно навести справки: все поисковые системы выдают ссылки на сайты, рассказывающие о "Турецком гамбите" и о режиссере этого фильма. А кем был Джаник Файзиев до "Турецкого гамбита"?

- Я родился в 1961 году в Ташкенте и первое время не имел отношения к режиссуре, разве что косвенное, потому что был актером. В детстве снимался в таких фильмах, как "Ждем тебя, парень", "Человек уходит за птицами", "Юность гения". Думаю, многие вспомнят принца из сказочного фильма "Маленький Мук". Этим принцем был я. Играл такого влюбленного, немножко дурашливого молодого человека. Ездил верхом и говорил о своей влюбленности. Я окончил актерское отделение ВГИКа (мастерская Борис Чиркова), но на этом не остановился.

- Решили посвятить себя режиссуре?

- Да. Спустя три года после окончания актерского отделения поступил на режиссерское к Юрий Озерову (правда, потом перешел к Иракли Квирикадзе).

- Почему сразу не поступили на режиссерское?

- Хороший вопрос... Действительно, почему? Наверное, потому что к 22-летнему актеру отнеслись бы серьезнее, чем к 22-летнему режиссеру. Тем более что знакомство с актерской профессией вовсе не помешало мне на моем режиссерском поприще.

- Режиссером кино стали не сразу?

- Не сразу. Я несколько лет проработал на телевидении, например, участвовал в телепроекте Леонида Парфенова "Намедни". Успел поставить мюзикл "Старые песни о главном-2" и снять для первого канала "Остановку по требованию". А потом - "Турецкий гамбит".

- Тренировались на сериалах, подбираясь к большому кино?

- Ну, сериалы не такое уж и маленькое кино. Конечно, уровень современных российских сериалов различный. Скажем, западные "Секретные материалы" или "Скорая помощь" - это же большое кино! Каждая серия тянет на хороший, достойный фильм с отличным сценарием. У нас тоже есть сериалы подобного уровня, но их пока не так много.

- Многое зависит и от актеров - не только от сценария...

- Актер может сыграть так, что его роль спасет картину. Или погубит. Сегодня очень много талантливых молодых актеров, которые начинают с сериалов. И это не так плохо. Я уверен, что если актер играет в сериале, это вовсе не значит, что он не способен сыграть Гамлета.

- В "Турецком гамбите" обе главные роли играют молодые актеры. Вы не побоялись рискнуть...

- Егор Бероев и Ольга Красько, сыгравшие Фандорина и Суворову соответственно, достойные и талантливые актеры. Бероев снимался до этого в кино, а Ольга - нет. Тем не менее, оба сыграли отлично. Другое дело - суметь угодить. Вот вы читали роман?

- Да, и не один раз.

- Ну и как вам Бероев в роли Эраста Петровича?

- Скажу так: его игра мне понравилась, но Бероев все же не мой Фандорин.

- Каждый читатель представляет себе героев книги по-своему. Скажем, Фандорин - голубоглазый брюнет. А вы прочли и поняли: нет, он непременно должен быть блондином! И что бы ни делали режиссеры, подбирая на роль соответствующего актера, вы останетесь недовольны. Бероев смог сыграть 22-летнего молодого "старика", у которого за плечами трагедия. А Ольга смогла сыграть эмоциональную и открытую девушку, которая приехала к своему жениху и каким-то странным и чудесным образом привязалась к Фандорину. Мы специально сделали героиню Красько рыжей барышней, чтобы даже этим подчеркнуть ее решимость, ее способность совершать резкие, порой легкомысленные поступки.

- Акунин был согласен с выбором актеров?

- Да. Правда, о Бероеве он сказал примерно то же, что и вы, - это не его Фандорин. Действительно, книжный Фандорин имеет чудесный голубой цвет глаз. Однако если бы Егор использовал линзы, зрители бы лишились настоящего блеска его глаз. Кстати сказать, когда мы начинали работу над фильмом, нам в голову пришла идея создать фоторобот Фандорина. Мы подготовили его описание из книг Акунина и выслали сотрудникам правоохранительных органов, которые помогали нам.

- Серьезно? И кто же получился?

- Вообразите: Аль Пачино с прямым носом.

- Джаник, идея с другой концовкой пришла в голову вам?

- Нет, это решение Бориса Акунина. Он писал сценарий к фильму, и мастерски подошел к этой работе. Акунин лучше чем кто бы то ни было знает своих читателей и свои романы. Он чувствует детективную интригу. Если бы мы сохранили такую же концовку, как в книге, то фильм потерял бы интригу.

- Джаник, а как вы относитесь к тому, что многие режиссеры снимают самих себя в своих фильмах?

- Я играю в своих фильмах постоянно. Руки, ноги, спины... Если в кадре нужна рука, я надеваю перчатку и "играю руку". Это проще, чем объяснять статисту, что и как делать.

- У вас в фильме много сцен с лошадьми...

- Без этого никак. Обязывает, во-первых, жанр: "по науке" это action-adventure. Во-вторых, время действия и историческая эпоха. С нами работал Валера Деркач и болгарский инструктор, которые ставили нам трюки с лошадьми. Одного из них все звали Змий, или Дрэгон. Приятно было с ними работать.

- И, конечно, ни одна лошадь не пострадала?

- Ни одна! Я говорю это со всей ответственностью. Очень много вопросов, связанных как раз с той бедной лошадью, которая героически погибает в кадре. Мы, конечно же, использовали муляж. Правда, муляж вышел очень "живым". Он даже стоял на входе в кинотеатр "Пушкинский" во время VIP-показа 16 февраля.

- А еще в витринах кинотеатров я видела костюмы, в которых снимались герои.

- Верно. Над костюмами работали профессиональные художники, все шили по выкройкам XIX века. Если блокбастер не только эпический, но еще и исторический, важно соблюсти детали. Это касается и всех моментов с русско-турецкой кампанией 1878-88 гг., которая является фоном картины. Нам помогал настоящий генерал, который консультировал и направлял нас.

- Но без "ляпов" не обошлось...

- Без "ляпов" невозможно обойтись. Мы делали не учебник по истории, а фильм. Конечно, мы хотели максимального соответствия. Но, как вы верно подметили, "ляпы" были. Например, в одной из сцен речь идет о Мурманске, который на самом деле был основан позже, в 1916 году. Вот такой вот "зеленый зайчик"...

- Один из пользователей Rambler в он-лайн интервью задал вам вопрос о том, почему в самой главной батальной сцене фильма вы показали русские войска как пушечное мясо?

- Эта сцена полностью соответствует исторической эпохе. Она действительно очень кровавая. Но, к сожалению, все так и было. К тому времени в России еще не прошли военные реформы. У турок было больше оружия, современного и мощного по тем временам. В этой войне мы проиграли.

- А как насчет сцены, в которой генерал Соболев кричит на царя? Это не "ляп"?

- Ну, скажем, есть здесь небольшая натяжка. С другой стороны, генерал молод, он эмоционален. Он только что потерял своих солдат. Царь видел трагедию войны и не мог не понимать горечь офицеров.

- Хорошо. Скажите, съемки проходили в Болгарии?

- Большая часть съемок - в Болгарии. Красивая, потрясающая страна! Каждая равнина, каждая пещера удивительно подходили для съемок. Помните, поле с подсолнухами? Это настоящее поле. У меня осталось много впечатлений. Удалось сохранить и небольшой "сувенир" на память...

- Вы имеете в виду историю с осколком?

- Да. Мы снимали взрыв. Самое важное в таких случаях - слаженная работа профессионалов. Малейшее уклонение от назначенной схемы может привести к трагедии. Когда пиротехники произвели взрыв, я почувствовал, что у меня идет кровь по ноге. Посмотрел - вроде небольшая царапина. Ну, зацепило чуть-чуть, бывает. Доктор обработал рану, чтобы ничего не воспалилось, и мы продолжили работу. Вскоре я об этом забыл. Однако ранка не заживала, а продолжала воспаляться. Я обратился к врачам, которые удивили меня сообщением, что в моей ноге длительное время находился... металлический осколок. Я сохранил его. Очень рад, что все кончилось именно так. Осколок впился в мою ногу, но во время взрыва на земле около меня лежал мой ассистент, которого вполне могло ранить серьезнее.

- В фильме много спецэффектов. Расскажите немного о них.

- С нами работали ребята из "Синематики". Руководил всеми визуальными эффектами Яхин Арман, который работал над картиной "72 метра". Спецэффекты вышли отличные. Например, ход мыслей Эраста Петровича показан с помощью цифровой графики. Похоже на компьютерную игру. Таким образом мы смогли передать "дедуктивность" мыслей этого молодого, смышленого юноши, показать стремительность его суждений.

- Хорошее кино отличает не только набор спецэффектов, но и отличный звуковой ряд. Это правда, что музыку для вас написал Горан Брегович, которого называют самым известным музыкантом Югославии?

- Не зря называют. Горан - автор саундтреков к фильмам Эмира Кустурицы "Время цыган", "Сны Аризоны" и "Подполье". Над музыкой мы с ним работали восемь или девять месяцев. В фильме звучит балканско-турецкая тема. Романс, который поет героиня Красько, написал Шварц. И, кстати, Ольга поет сама.

- Итак, интрига, хороший сценарий, отличная команда, спецэффекты, профессиональный музыкальный ряд...

- ...Плюс немного везения...