Поэтому даже в похоронах можно найти массу смешного
Кто-то из многочисленных российских зрителей может подумать, что этот мужчина в чёрном со странным, лишённым мимики лицом, который ежедневно рассказывает нам о преимуществах заморских телевизоров, - какой-то третьеразрядный актёр.
НА САМОМ же деле Такеши КИТАНО - кинорежиссёр, художник и актёр с мировым именем, а в Японии он ещё и еженедельно участвует в семи телепередачах и пишет колонки для нескольких газет и журналов. Подойти близко к Китано довольно трудно из-за толпы японских репортёров, преследующих его по всему миру: однажды он даже поколотил чересчур въедливого журналиста.
В НАЧАЛЕ года в российский прокат выходит его новый фильм "У каждого своё кино". Это - "13-й том собрания сочинений Китано". Предыдущий назывался "Такешиз": как в своё время Федерико Феллини, японский мастер стал настолько великим, что может позволить делать фильмы о себе самом.
Новая лента режиссёра -это "кино про кино". Главный герой - не кто иной, как режиссёр Китано - ищет сюжет для фильма. После серии гангстерских "якудза"-триллеров он пообещал не эксплуатировать насилие. Его мысль мечется между историческим костюмным жанром, романтической мелодрамой и научной фантастикой. В конце концов режиссёр оказывается перед задачей - спасти человечество от глобальной катастрофы.
Мы встретились с Такеши Китано в венецианском отеле "Эксельсиор". Хотя его герои часто носят костюмы от Ямамото, сам он, как обычно, - в дешёвом свитере.
Универсальный "атлет"
- ВЫ действительно, как и ваш киногерой, сталкиваетесь с проблемой жанрового выбора?
- Есть бегуны на стометровку, есть прыгуны, а есть атлеты, владеющие сразу десятью видами спорта. Я - такой. Ни в одном из жанров кино я не получил бы золотой медали, зато умею неплохо делать многие вещи.
- Вы разделяете мужскую и женскую аудиторию, когда думаете о прокатной судьбе фильма?
- Парни предпочитают гангстерские фильмы, женщины больше любят мои чёрные комедии.
- А вообще коммерческий успех для вас важен?
- Для меня не очень. Зато он важен для продюсера фильма. И для моей жены. Есть много вещей, которые она хотела бы купить.
- В ваших фильмах, даже самых жестоких, всегда присутствует юмор...
- Если представить мир человека как огромное хранилище, то жестокость и юмор всегда в нём соседствуют. Чем серьёзнее ситуация, тем больше таится в ней комедийных элементов. Например, похороны: согласитесь, в этом ритуале немало смешного.
- Вы посвятили свой новый фильм кинематографу. А сами какое кино любите?
- Редко смотрю новые фильмы. Большинство американских блокбастеров расшифровываются в первые пятнадцать секунд, когда даётся как бы рекламный образ картины с компьютерной графикой и всей экстравагантностью, на которую сегодня способно кино. А когда фильм кончается, понимаешь, что эти пятнадцать секунд были лучшими.
"Японский пленник"
- ВЫ - идол для зрителей многих стран. А у вас есть или были в молодости свои идолы среди киноактёров или кинорежиссёров?
- Моими идолами были вовсе не актёры, а футболисты и бейсболисты. А также Эйнштейн и Нильс Бор: я ведь изучал физику.
- Но потом бросили университет...
- Должен вас поправить. Два года назад мне выписали и выдали диплом, так что я теперь с высшим образованием - имейте в виду. Японские университеты переживают кризис, и вот - использовали меня для своего пиара. Кроме того, читаю лекции студентам арт-факультета. Я не лучший учитель в мире. Зато учу их жизни. Веду в дорогой ресторан, а потом - в рабочую столовую, чтобы учились наблюдать за клиентами и видеть разницу в их поведении.
- Как же получилось, что вы любили спорт, учились физике, а оказались в кино?
- Серия счастливых случайностей. Я ушёл из университета, когда в разгаре были студенческие демонстрации. Всюду развелись хиппи, учиться было немодно. Я не знал, что дальше делать со своей жизнью.
Шёл как-то по токийскому квар-талу развлечений и увидел, что комедийный клуб ищет лифтёра. Подумал, что с этой работой справлюсь. Потом подменил одного актёра, у меня получилось, и я подумал: "Непыльная работа! И за это ещё платят?" Придумал своё комедийное шоу, в нём высмеивал клише коммерческого кино. Так что кинематограф уже тогда стал для меня рабочим материалом.
- У вас есть нереализованные желания?
- Я не цепляюсь за жизнь и хотел бы спокойно умереть. Когда учился в школе, мечтал о машине типа "фер-рари" и "порше". Разбогатев, купил-таки "порше", но разочаровался и выбросил его на помойку. Желание - такая вещь, которая, осуществившись, всегда разочаровывает. Либо осуществляется слишком поздно.
- Вы любите путешествовать, узнавать другие культуры? Или для вас это только часть профессии и бизнеса?
- Когда едешь рекламировать фильм, трудно почувствовать другую страну. В Японии я уже давно чувствую себя пленником: не могу свободно гулять по улицам из-за своей физиономии.
- И всё-таки - что-то вас вдохновляет?
- Друзья, далёкие от кино, с ними я люблю сидеть, выпивать и говорить не на "умные темы".
Кстати
Такеши Китано (род. в 1947 г.) - один из самых ярких и необычных персонажей современной японской культуры. Его амплуа невозможно определить точно - он выступает одновременно как комик, драматический актёр, режиссёр, поэт, художник. Большинство сюжетов его фильмов - о японских бандитах-якудза и полиции. В 90-х годах XX века он попал в автокатастрофу, полученный в ней частичный паралич лицевого нерва навсегда разделил его лицо на две части: одна улыбается, вторая - серьёзна. Такие же и его фильмы - всегда на контрасте: насилие и любовь, смерть и рождение. Лучшие картины Китано: "Куклы", "Затоiчи", "Фейерверк" ("Золотой лев" Венецианского кинофестиваля), "Королевская битва" (актёрская работа), "Такешиз", "Брат якудзы".
Смотрите также: