Примерное время чтения: 5 минут
136

Выживать улыбаясь

ЖЕНЩИНЫ-кинорежиссеры встречаются нечасто. А Алла СУРИКОВА еще к тому же режиссер успешный, "зрительский", чьи картины искренни, человечны, а уж "Человек с бульвара Капуцинов" и вовсе фильм культовый. С 15 ноября в прокат выходит ее новая картина "О любви в любую погоду".

- ЕСЛИ бы можно было выдумывать новые жанры, я бы назвала почти все свои фильмы не комедиями, а ирониями. "Комедия" - слово многообещающее, а разочаровывать не хочется: у каждого зрителя свое чувство юмора. Сняла сентиментальную комедию "Дети понедельника", патриотическую - "Хочу в тюрьму", а новая имеет эпитет "грустная". И еще бы сказала - "метеозависимая", как большинство из нас. История современная, написана Алексеем Тиммом пару лет назад, но за это время в нашей жизни мало что изменилось. Для общественной прослойки, которая всегда "падает маслом вниз", - для интеллигенции - жизнь так и осталась такой... округлой, неоформленной, несостоявшейся. Незащищенная жизнь для интеллигентного человека среднего в прошлом достатка. Кто-то из людей интеллигентных профессий рванулся в бизнес, но есть и те, кто пытается продолжать заниматься наукой, искусством... Наш герой - один из них. Метеоролог с уклоном в мистику. Он мечтает осчастливить человечество. Сегодня, когда в мире так много агрессии, она впитывается в атмосферу и влияет на погоду, природа впитывает агрессию и возвращает человеку в виде всевозможных катаклизмов.

- В программе нынешнего фестиваля комедийных фильмов "Улыбнись, Россия!", где вы президент, целых 17 фильмов!

- Я придумала этот фестиваль, чтобы поддержать любую попытку работать в жанре комедии, потому что выжать из зрителя слезы очень несложно. А вот рассмешить - гораздо сложнее. А еще сложнее - суметь внятно, без клиповых фенечек рассказать смешную историю. Именно этому и учу своих студентов.

- В вашем новом фильме снялись молодые актеры Алексей Панин и Дарья Калмыкова. Какие они, молодые звезды?

- Для меня все-таки звезды - это актеры другого поколения. А молодые... Не знаю, как с другими, а со мной они были замечательные. Популярность молодых сегодня - это в первую очередь сериалы и пресса. Не успел артист сняться в одном фильме, а уже рассказывают, как, где и с кем он живет. Другое дело, когда за сериалами - серьезная работа в театре. А вот если этого нет...

- Зато есть прагматизм.

- Он носится в воздухе. Теперь почти у каждого актера есть свой директор или пиар-директор, агент, через которого не перепрыгнешь. Иногда невозможно услышать по телефону напрямую живой голос актера. Однажды пришел ко мне молодой актер и еще до чтения сценария поинтересовался, сколько он получит, после чего я с ним спокойно рассталась. Ну что тут удивляться? Мой внук, когда его спросили, кем он хочет быть (ему тогда было лет шесть-семь), ответил: "Богатым". А второй внук: "Когда вырасту, хочу быть знаменитым, много сниматься, но не для денег, а для искусства!" Но после паузы спросил: "А сколько я получу?"

- Вы представляете себе зрителя, для которого снимаете фильмы?

- Возраст не важен. Думаю, что это человек, читающий книги хотя бы в метро. А ребят из новых русских, наверное, мои фильмы не удивят. Хотя... Вот Андрей Федорцов исполняет в этой картине как раз роль такого современного нового русского, который если и выпускает сосиски, то высшего качества, если справедливости хочет добиться, то через суд, а не по морде, хотя и он говорит о себе: "Кто-то азбуку учил, кто-то недругов мочил". Может, вот такие ребята мои фильмы тоже посмотрят?

- Вы преподаете. Но разве можно научить снимать кино?

- Я не настолько самонадеянна, чтобы думать, что могу их научить. Я им помогаю. А они мне. Например, в работе над циклом фильмов "Провинциальные музеи России", где 25 картин уже снято. Музеи - духовные островки в провинциальных городах. Под Петрозаводском есть, скажем, Музей вепсов, это такая национальность. Его организовал один человек - вепс Рюрик Лонин, и после нашей картины Фонд Сороса наградил музей премией "Подвижник". Мы стараемся открывать неизвестные музеи.

- И все же иные считают - сейчас не время комедии. Многие в основном не живут - выживают, им не до смеха.

- Время! Еще как время! Сегодня, как никогда, комедия нужна людям. Выживать нужно улыбаясь.

- Женская волна в режиссуре - это тенденция последних лет?

- Когда я поступала в режиссуру, женщин брали со скрипом, объясняли, что профессия неженская. А вообще понятие "женское" в кино для меня не существует. Лучшие картины о женщинах снял, по-моему, Глеб Панфилов - "Начало", "В огне брода нет", "Васса". Существует понятие "талантливое". А "женское" - это придумали шовинисты-мужчины.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно