Примерное время чтения: 10 минут
1401

Александр Розенбаум: «Я желаю цензуры!»

Александр Розенбаум.
Александр Розенбаум. www.globallookpress.com

Известный бард много гастролирует по стране и в последнее время, по собственному утверждению, не побывал разве что в Якутске и Певеке. Наблюдая за жизнью в российской глубинке, он сделал новое заключение: шизофрения, поразившая наше общество, поутихла.

Дворцы и трущобы

- АЛЕКСАНДР Яковлевич, вы бываете везде, встречаетесь с народом. Мы стали жить хуже или лучше?

- По крайней мере, не хуже, чем пять лет назад. Люди лучше одеты, в кафе отдыхают не одни "быки с гайками на пальцах" и толстопузые бизнесмены с преуспевающими артистами. Там сидит студенчество, средний класс. Да, пенсионерам еще тяжко, но и для них сейчас немало делается. Страна стала правильнее относиться к собственным погонам.

- Чужая роскошь рядом с нищетой вас не раздражает?

- А это уже вопрос морали! Если у вас сто миллионов долларов, то, чтобы спросить, откуда они, существует суд. Желаете построить себе роскошный особняк - ваше право. Другое дело - сегодня его надо ставить не в центре города и не в поселке, где полно разваливающихся хибар. Дворец в трущобах - в цивильном мире такого не бывает... На Западе есть понятие "эрия" - место обитания богатых людей. Охраняемая территория за забором, недоступная для глаз. Миллионер не возведет виллу в Гарлеме и правильно сделает. Во-первых, опасно: сожгут. Во-вторых, неприятно жить рядом с алкашами. Да и просто по морали не очень удобно.

Я если построю себе дворец, то подальше от Питера или под землей. Я заслужил эти деньги, заработал их честно и имею право на дворец. Нравственность - это "живи, как хочешь, но не мешай жить другим".

- Согласен, однако пока, похоже, в стране прибавилось не только богатых, но и бедных.

- О каких бедных вы говорите? Студенты подъезжают к вузам на собственных джипах! Я вижу, что тунеядцев у нас еще больше, чем нищих. Настоящих бедных - одиноких пенсионеров, беспомощных инвалидов - можно отличить всегда. А остальные просто не хотят ничего делать. Работать надо! Не можешь заниматься бизнесом - иди крась ванны.

Плечи шире таза

- ВАМ не кажется, что мы движемся к экстремизму, погромам, полицейскому государству?

- Мы к этому не скатимся. Но, учитывая менталитет народа, власть должна быть жестче. Мы не можем жить без кнута и пряника. Я в этом глубоко убежден как русский человек еврейской национальности. Сейчас возможны и погромы, и обрушения зданий, и наводнения из-за непроверенных вовремя дамб. Потому что нет кнута! Тут не богатые виновны... Хорошо, что вышел закон об экстремизме. По телевизору показали, как задержали писателя и хозяйку книжной лавки, которые продавали "Майн кампф". Посмотрим, чем дело кончится. Штраф в сто МРОТ - это ведь не борьба с фашизмом. Лично меня не устроят сто МРОТ. За подобное люди должны отбыть срок, пусть он будет для первого раза хоть три месяца.

- Вас устраивает нынешняя власть?

- Я ее приветствую больше, чем предыдущую. С другой стороны, ощущается явное влияние "семьи", и это не очень понятно. Вроде бы пора и власть употребить, однако два зама гендиректора "Аэрофлота", например, уже который месяц находятся в оперативной разработке, и в преследованиях, и в тюрьме, а сам гендиректор, он же зять Ельцина, оказывается, ничего не знал об этом!.. Я не понимаю, как господин Наздратенко с убитого Приморского края вдруг попал на "золотое дно" - на рыбу. Вряд ли Путин имеет большое уважение к Наздратенко. Скорее всего, наоборот... Когда американский экс-президент заканчивает жизнь в почете и уважении, это объяснимо: он, по крайней мере, не развалил страну. Давайте и мы не будем трогать Бориса Николаевича, пусть доживает спокойно пенсионером. Но не надо из него делать национального героя! Не стоит называть его именем горы, а если киргизы это делают, к чему афишировать, как Ельцин красиво отдыхает на Иссык-Куле?!

- Вы как-то сказали, что Путин симпатичен вам как мужик мужику - потому что у него плечи шире таза.

- Это, конечно, не главное, хотя и немаловажно. Мы выросли в одном городе. Путин не делал комсомольских и партийных "освобожденных" карьер. Он не из тех людей. А то что он был в КГБ - так это потрясающе. Он работал в первом отделе, а не в пятом, идеологическом. Человек был в разведке, и я в детстве часто мечтал о том же. А кто из пацанов не хотел стать разведчиком? Поэтому все упреки Путину о его принадлежности к КГБ - чушь, высосанная из пальца непорядочными и нехорошими людьми.

- Когда Путин в должности президента начал ездить по стране, началось безумие - люди бросались, чтобы потрогать, убедиться, что он живой. Откуда такое обожание?

- Это не к Путину относится, а к народу. Мы же азиаты, не надо этого стесняться. Мы сегодня ругаем культ личности Туркменбаши, и напрасно. Нечего лезть со своим пугалом в чужой огород. Они всегда так жили и теперь в полном кайфе. Они жили с ханом, с баем, а мы с царем. Народ царя видеть хочет! Это было, есть и будет.

- Два года назад вы написали песню о Путине со словами: "Имя русское Владимир - в чести бы, Мономаха бы с Высоцким скрестить, Ум помножить бы на власть да на стих, И бородой козлов заставить трясти".

- Я ее вам пел, но не закончил. Не из-за соображений опасности-безопасности, просто не пошла.

- Но выходит, что президент пока не заставил козлов бородой трясти...

- Но он кое-что толковое сделал. Почти разобрались с Березовским - уже хорошо. Мы уже не продаем душу за членство в "восьмерке" и не принимаем с заискиванием все, что навязывает МВФ. Мне это приятно. Однако мораторий на смертную казнь, например, меня не устраивает категорически. Я не верю в реальность неотвратимого пожизненного заключения в России.

- Говорят, что вы виделись с Пиночетом?

- Это было 7 лет назад. Он мне понравился: крепкий, воспитанный, хороший дед. Настоящий вояка. Но свои выводы о доне Аугусто и его правлении я сделал не по встрече, а по тому, что увидел в Чили. Если бы у власти остался Альенде, эта страна бы кончилась.

- А репрессии?

- Пиночет убрал с дороги только 3 тысячи - тех, кто с оружием в руках выступил против режима. Туда же попал и обыкновенный кабацкий лабух Виктор Хара, из которого сделали невесть что. А он просто пошел со всеми будоражить.

"Лоб - зеленкой!"

- ВЫ как-то сказали, что за взятку в 10 тысяч долларов осужденного на пожизненное заключение в российской зоне могут запросто отпустить на свободу...

- Сегодня, может, уже за 50 тысяч. В конце концов, обязательно выпустят: по амнистии или за "бабки". Чтобы отсидеть всю жизнь на нарах - не верю... Через 40 лет забудут про убиенных женщин или детей. А может, и раньше. Чего наверняка не случится в той же Америке. Там есть электрический стул, а нам нужно традиционное: "лоб - зеленкой". Это один из вариантов кнута, как и цензура. Я желаю цензуры!

- И для себя тоже?

- И для себя, но не идеологической, а нравственной. В моих песнях есть только две матерные фразы, сказанные от лица не самых законопослушных персонажей: "взглядом, бля, тверезым" и "сука подколодная". В то время как матерятся уже без разбора на сценах драматических и академических театров... Не надо бояться слова "цензура" - это не собака злая. Нам нужен такой комитет, комиссия, наблюдательный совет - орган, который не пропустит в 3 часа дня по первой программе, извините, голую задницу - мужскую, в которую въезжает другая мужская. Я вчера включил программу "Время": из 40 минут один полуположительный сюжет и то - очередная сплетня. Все остальное - жертвы, катастрофы и трупы - крупным планом. Нельзя так прибивать народ своей же страны! Я не призываю скрывать плохое, но зачем ежедневно сливать столько расчлененки и чернухи в главной новостийной программе страны? А почему народ раскупает бульварщину с заголовками типа "Маша убила козла на балконе"? Это тоже национальный характер - мы верим цидулям больше, чем другие народы. Если завтра напишут, что я изнасиловал в подъезде пятилетнюю девочку, очень многие в это поверят. Я, как врач, боюсь даже назвать вам процент таких людей. Хотя это по факту - бред тяжелого параноика.

- Вы всерьез верите, что чернуха когда-нибудь потеряет спрос?

- А это смотря как народ воспитывать! Приведу пример. Когда раньше я выходил на сцену с гитарой, а потом садился за рояль, то попадал в "яму" - зал терял ко мне интерес. Все ждали - "Уток", "Глухарей", "Вальс-бостон", "Гоп-стоп", "Извозчика". А я играл симфонию, а потом снова бил по струнам. Сейчас, когда я подхожу к роялю, реакция уже другая. Зрители не только привыкли к моему роялю, но и полюбили его. На это ушли годы.

- Кто, по вашему мнению, мог бы возглавить комитет по "нравственной" цензуре?

- Люди, которых уважает народ. Был бы жив Булат Шалвович... Конечно, в каждом городке нет своих Гундаревых, Табаковых, Гафтов, Филатовых, Ахеджаковых. Комиссия по цензуре, созданная в Тмутаракани из местных безвестных поэтов и чиновников, неизбежно начнет душить все доброе и вечное. Поэтому я за цензуру в Москве - хотя бы на Центральном телевидении.

- Но даже авторитетные деятели культуры зависят от власти, бизнеса, криминала. Любой "орган" можно использовать в известных целях. Может быть, лучше не начинать?

- Тогда, нецензурно говоря, придется хавать то, что мы хаваем. И не жаловаться. Но мне детей жалко.

- Вы сами готовы стать таким цензором?

- Могу, если народ доверит.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно