Примерное время чтения: 5 минут
135

Кому достанутся "столыпинские" вагоны?

20 АВГУСТА 2002 г. был убит заместитель начальника Московской железной дороги Сергей Паристый, а спустя месяц в квартире собственного дома от 30 ножевых ранений скончался начальник государственного унитарного предприятия "Дирекция пассажирских сообщений" МПС России Николай Глубоков. Пока следствие ломает голову над версиями, многие эксперты полагают, что оба убийства связаны с переделом собственности крупнейшей отечественной монополии.

Золотые яйца

СТОИТ ли говорить, что РЖД приносят колоссальные прибыли? Депутат Госдумы Сергей Юшенков как-то заметил, что МПС для государства является как раз той курицей, несущей золотые яйца в корзину бюджета: "Только налоги этого ведомства за 8 месяцев текущего года составили 60 млрд. руб. А доход, по прогнозам на следующий год, составит 428 млрд. руб."

От того, кому будет принадлежать транспорт, зависит прибыль крупных финансовых групп. Например, магнат Олег Дерипаска контролирует 70% алюминия в стране. Но до 30% себестоимости металла - транспортные расходы. Так что при их уменьшении прибыль может вырасти многократно.

Еще в 2001 г. министр экономического развития Герман Греф и министр по антимонопольной политике Илья Южанов предприняли мощную атаку на бывшего министра МПС Николая Аксененко с целью заставить кадрового железнодорожника поделиться рельсами. Но Аксененко гнул свою линию, и до сих пор 100% акций остаются в МПС...

Что будет с империей МПС?

"100% АКЦИЙ ОАО "РЖД" будут принадлежать государству, - говорит замминистра путей сообщения РФ Анна Белова. - На сегодня кредиторская задолженность МПС составляет 150 млрд. руб. Поэтому на первом этапе реформирования отрасли мы обязаны по максимуму реструктуризировать долги. 50 млрд. МПС должно отдать уже в ближайшее время.

Наша страна уникальна: 80% грузооборота приходится на железные дороги. В Европе - от 11 до 16%. Вся экономика у нас завязана на рельсах. Поэтому в дальнейшем необходимо создать матричную систему управления грузопотоками, ремонтно-строительными работами и т. д., при которой ряд функций централизован, а ряд передан на места. В государственном ОАО "РЖД" будут действовать ограничения на оборот имущества, на дополнительную эмиссию акций, чтобы за долги нельзя было продать тоннели, мосты и другое стратегическое имущество. В ОАО в качестве конкурентов будут созданы частные дочерние компании, сначала в сфере пассажирских перевозок, затем в ремонтном комплексе и, наконец, в области грузовых перевозок. На сегодняшний день собственный парк частных компаний-операторов составляет 42 444 вагона. Но базовая инфраструктура - магистральные пути всегда будут принадлежать государству. Тарифы тоже останутся на государственном регулировании, поэтому частного произвола не будет".

Брызги шампанского

"ПРЕЖНЕЕ руководство МПС занималось строительством объектов, никакого отношения не имеющих к железным дорогам, - рассказал член парламентской Комиссии по борьбе с коррупцией Борис Резник. - Мне довелось в прошлом году побывать в Сочи, где бывший министр открывал пятизвездочный отель для министерской элиты. Скажу, что такого распутства я в жизни не видел! Закрытый пансионат, где все в мраморе, в золоте... Внутри невообразимое - дикарская роскошь. Чуть ли не фонтаны били шампанским. Спрашивается, за счет чего? Ведь, как работают наши железные дороги, пожалуй, каждый из нас испытал на собственной шкуре. Оказывается, за счет повышения тарифов строят вот такие фешенебельные "бунгало". Может быть, поэтому деятельность Николая Емельяновича на посту министра железных дорог привлекла внимание Счетной палаты РФ, парламентской Комиссии по борьбе с коррупцией, Прокуратуры РФ.

МПС покупало и дорогостоящие квартиры для руководящих работников министерства. В частности, бывшему заместителю министра В. Ковалеву была предоставлена квартира стоимостью в 600 тыс. долларов. В ходе проверки ХОЗУ МПС РФ установлено, что 11 таких квартир общей площадью 1741,8 м2 министерство приобрело за 27 000,6 тыс. рублей. Как оказалось, строительство 1 м2 жилой площади обошлось железнодорожникам в 13 тыс. рублей, в то время как средняя стоимость жилья в Москве составила в 1997 г. 3888,2 рубля.

Вопреки здравому смыслу закупки путевой техники в основном осуществлялись за рубежом на деньги кредита Европейского банка реконструкции и развития. Наши металлурги были в шоке, когда узнали, что компания закупает рельсы в Японии и Канаде по цене, в 3-5 раз превышающей отечественную. При том, что наш прокат по качеству не уступает зарубежному, а нашим рабочим-металлургам нечем было платить зарплату".

Говорят, что Михаил Касьянов "постращал" Аксененко за такие "фокусы", да так, что эмпээсовский министр чуть не слег в больницу...

Прокуратура РФ стала изучать деятельность одного из предприятий, созданных Аксененко, - российско-швейцарской фирмы "Истерн Фертач де традинг", где осуществлял перевозки минеральных удобрений за рубеж сын министра Роман Аксененко. Именно в стране "Альпен гольда" осели сотни миллионов долларов, не возвращенных России. 1-й замгенпрокурора РФ Юрий Бирюков посетовал, что не раз приходилось обращаться к швейцарским властям с просьбой помочь в расследовании. Но вразумительного ответа от них пока не получено.

Комиссия по борьбе с коррупцией выявила массу примеров, когда бюджетные деньги в системе МПС исчезали в неизвестном направлении.

В октябре 2001 г. в отношении Николая Аксененко было возбуждено уголовное дело по ст. 286 ч. 3 (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). А 3 января Президент России Владимир Путин освободил его от занимаемой должности...

Проводить реформы железных дорог придется господину Фадееву, который сидел уже в кресле министра.

Как заметил директор Института международных политических исследований Илья Ройтман, "все идет к тому, что империя РЖД может рухнуть. В итоге ее реструктуризации появятся частные перевозочные компании, а подвижной состав, включая "столыпинские" вагоны, которые перевозят зэков, через несколько лет приватизируют частные лица. Грядет передел собственности бывшего МПС. Паристый и Глубоков - возможно, первые жертвы этого дележа".

Анекдот в тему:

МПС - это не то, что вы подумали.
Это - Мало Приятный Сервис.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно