В 60-х ГОДАХ имя директора "Мосфильма" Ивана Пырьева в актерской среде наводило страх. Говорили, что этот человек может все. Никто не решался ему перечить, никто, кроме одной маленькой хрупкой актрисы Люды МАРЧЕНКО. Наверное, за это великий режиссер и властный чиновник ее так любил, за это и покарал. О трагической судьбе актрисы нам рассказала ее сестра Галина Васильевна ДОРОЖКОВА.
ЗНАКОМЫЕ девчонки завидовали Люде Марченко: она была красавицей, и за ней бегали все мальчишки двора. А Люда не обращала на них никакого внимания, она пока не думала о романах - мечтала стать актрисой. И в первый же год после окончания школы сдала экзамены во все театральные вузы, и во все ее приняли. Но Люда выбрала ВГИК и через два месяца после начала учебы уже снималась у знаменитого Льва Кулиджанова в "Отчем доме". После выхода фильма на экран за 19-летней Людмилой Марченко стали бегать не только дворовые мальчишки, среди ее поклонников оказался и народный артист СССР, председатель Союза кинематографистов, директор "Мосфильма", депутат Верховного Совета Иван Пырьев. Влюбленный режиссер без всяких проб утвердил Люду на роль Настеньки в "Белых ночах". Он думал, что после этого молоденькая актриса согласится на все...
Сватовство Пырьева
ЛЮДИНЫМ партнером по фильму оказался любимец всех советских женщин неотразимый красавец Олег Стриженов. По съемочной площадке сразу же поползли слухи о любовном треугольнике. Сам Олег Стриженов сейчас все сплетни о его романе с Людмилой Марченко называет "гнусным враньем". Тогда же Пырьев тем сплетням поверил и стал все чаще появляться возле дома в Демидовском переулке, в котором сам же и снял квартиру для своей актрисы.
Но Людмила в этой квартире жить не смогла: Пырьев, считая себя хозяином и жилплощади, и квартирантки, начал заявляться в гости без приглашения. Тогда Люда вернулась домой к маме и сестре. Пырьева это не остановило. Он стал подвозить свою подчиненную с работы до дома. Но Люда все ломалась, не говорила ни да ни нет, боясь своего влюбленного начальника. Тогда он стал ее подпаивать. После съемок вел в компанию, где выпивали все, кроме самого Пырьева: ему даже от капли алкоголя могло стать плохо. К тому же режиссер был в то время женат на любимой Людиной актрисе Марине Ладыниной. Он, правда, говорил, что, как только Людмила даст свое согласие на брак, он тут же с Ладыниной разведется, но Люда все равно не соглашалась. Ее подруги твердили: "Ты разве не знаешь, кто такой Пырьев?! Если ты ему откажешь, он тебе всю жизнь испортит". Но она все равно не могла себя переломить, ведь ее дедушка и Иван Пырьев были ровесниками! Об упрямой девчонке заговорила вся Москва, узнали о ней и в верхах. Пырьева попросили явиться в ЦК партии для объяснений. Придя "на ковер", глава советского кинематографа просто и ясно сообщил руководству страны, что эту девчонку он любит, что без нее работать не сможет, потому что она - его последняя любовь. Вышестоящие оставили влюбленного старика в покое. Теперь помешать Пырьеву поступать так, как ему вздумается, не мог никто. И вот однажды, в день свадьбы сестры Галины, Иван Пырьев позвонил Людиной маме и сообщил, что намерен прийти для серьезного разговора. Мама ответила, что не может его принять, потому что ее дочь Галина выходит замуж, и положила трубку. Но Пырьев все равно пришел, свататься. Мать Люды и режиссер закрылись в комнате. Пырьев убеждал, что денег у них теперь будет столько, сколько они попросят, что Люда станет примой в кино, что жить они будут в большой красивой квартире. На это мама ответила: "Хоть вы и известный режиссер, я все равно не позволю вам испортить жизнь Людмиле. Вы посмотрите на себя в зеркало! Я за вас не пойду, а вы хотите жениться на моей дочери". Пырьев встал, взял свою палку, подошел к порогу и сказал: "Если она не выйдет за меня замуж, у нее жизнь будет действительно испорчена". Хлопнул дверью и уехал.
Люда все же вышла замуж за студента МГИМО Владимира Вербенко. Володя очень ревновал свою красавицу-жену. Когда она уезжала на работу, он выходил во двор, бежал следом за машиной и кричал, чтобы она вернулась. Когда она возвращалась домой после съемок, он устраивал скандал, говорил, что вся Москва сплетничает о его жене и о Пырьеве.
Людмилу Марченко без разрешения Ивана Пырьева никто в кино не приглашал. Осмелился только Александр Зархи, он предложил Люде роль в фильме "Мой младший брат". Снимали в Прибалтике. На съемочную площадку из Москвы время от времени приезжали Людин муж и Иван Пырьев. И однажды они пересеклись. Володя, ничего не говоря, собрал вещи и уехал. Вскоре они развелись.
По инициативе Пырьева рядом с метро "Аэропорт" построили кооперативный дом для актеров. Одну из квартир, опять же по просьбе режиссера, выделили молодой актрисе Людмиле Марченко. Туда-то Пырьев и стал наведываться в гости с подарками и вином. Сам не пил, а Люде наливал. Специально для нее написал сценарий "Войны и мира", где Люда должна была играть Наташу Ростову. Когда же понял, что все уговоры напрасны, передал эту тему Бондарчуку, который по просьбе Фурцевой тоже участвовал в этом проекте.
Шрам в душе и на лице
КАК Пырьев ни опекал свою музу от посторонних глаз, она все-таки познакомилась с начальником геолого-разведочной партии Валентином Березиным и снова влюбилась. Второй, гражданский, муж был очень обеспеченным человеком: до знакомства с Людой несколько лет прожил за границей, водил знакомства со столичной богемой. Сплетни и слухи из актерской среды доходили до Валентина Березина. Он стал внезапно возвращаться из командировок, проверять, допрашивать. А в один прекрасный день просто избил ее, молча и жестоко, за несколько минут он искалечил красавицу: голова была разбита, нос и рот порваны, зубы выбиты. Она лежала на полу вся в крови. Березин сам повез ее в Институт им. Склифосовского, сказав, что они только что попали в аварию. Березин боялся, что она что-нибудь скажет, и не отходил от жены ни на шаг. Люде Марченко сделали несколько операций, но восстановить лицо так и не смогли. Шрамы остались на всю жизнь. Как-то Люда с мамой и сестрой поехали отдохнуть в Подмосковье. "Добрые" люди, знающие и ее, и Валентина, рассказали, что у него давно уже есть другая семья, растет ребенок. Люда поехала домой, собрала вещи мужа и выставила их за дверь. Чтобы заглушить боль, и душевную, и физическую, она стала пить. В то время ей было только 27 лет.
Одиночество
СКОРО Пырьев ушел со своей должности, и все его выходки вышли на страницы прессы. Все узнали, как он оскорблял Ладынину, как матерился на съемочной площадке, как его боялись актеры. Люда без покровителя и с изуродованным лицом оказалась никому не нужна. Детей у нее быть не могло, потому что за одним из романов последовал неудачный аборт. "Она почти ничего об этом не рассказывала, - говорит сестра Галина. - Видно, ей было очень больно вспоминать".
В ее жизни появился Виталий Войтенко, администратор Москонцерта. Он вытащил ее из депрессии, организовал концерты по стране. Так продолжалось года четыре. Потом она снова сорвалась, потому что зрители, в каком бы городе она ни была, всегда задавали один и тот же вопрос: над чем она сейчас работает и где снимается? Люда перестала ездить. Сидела, ждала, что ее позовут, и пила.
В Театре киноактера, где она работала, начались сокращения. Выгоняли тех, кто несколько лет нигде не снимался. Марченко пошла работать на "Мосфильм" ассистентом по кадрам. Актеры понимали, что от нее зависит, получат они роль или нет, и приходили к ней с бутылкой. Несмотря на то что последний муж, художник Сергей Соколов, заставил ее уволиться, срывы продолжались. Людмила Марченко умерла в 1997 году от пневмонии.
О превратностях судьбы Людмилы Марченко ее сестра Галина решила спустя много лет написать книгу.