Примерное время чтения: 5 минут
113

Ирина Роднина о торговле олимпийским "золотом"

ДЮЖИНУ долгих и профессионально благодатных лет легенда отечественного фигурного катания Ирина Роднина провела в Америке. Теперь она вновь живет в Москве.

- ВО ВРЕМЯ главных соревнований уходящего года - зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити - весь мир убедился: некогда грозная "красная машина", как называли нашу олимпийскую сборную, стала неповоротливой и уязвимой, то и дело дает сбои, буксует...

- Слишком многое изменилось - и в мире, и в стране, и в спорте. В Америке, например, национальная федерация фигурного катания очень долго имела спонсорский контракт с одним из телеканалов, получая по нему 50 млн. долларов в год. Этой суммы за глаза хватило бы для суперподготовки к Играм всей российской сборной в течение четырехлетия. Что дает нашему спорту отечественное телевидение? Оно просто-напросто бесплатно эксплуатирует интерес к нему зрителя, и все... Раньше мы ехали на Олимпиаду и боролись за высокие награды в каждом виде программы. Сейчас - только в отдельных и очень немногих видах.

Да, в стране по понятным причинам жуткая нехватка современных спортсооружений. Но и это не причина, чтобы даже не думать о какой-то перспективе. Посмотрите, сколько олимпийских медалей разыгрывается в том же сноуборде. Создайте российским мальчишкам минимум условий - и через четыре года они кого хочешь шапками закидают. У нас, русских, ухарство и лихость на генетическом уровне заложены, мы в этом плане всегда были первыми - в акробатике, гимнастике, на батуте.

- Именно ваш вид спорта - фигурное катание - принес на Олимпиаде нам и самую яркую победу, и самый громкий скандал, связанный с интригами в судействе...

- Да, победа Алексея Ягудина действительно была феноменальной. Я видела немало Игр, но свидетельницей такого фантастического выступления стала впервые. Ну а скандал... Он готовился загодя, руководители нашего фигурного катания об этом знали, но палец о палец не ударили, чтобы обезопасить российских фигуристов.

- Что конкретно вы имеете в виду?

- Аргументированно протестовать, добиваться своей правоты нужно было еще за год до Олимпиады, когда на чемпионате мира судьи некорректно позволили канадской паре Сале - Пеллетье опередить наших Бережную - Сихарулидзе. Это был пробный шар: Россия молча обиду проглотила. А тех, кто не способен за себя постоять, в большом спорте съедают. Так было и будет всегда.

- Но ведь очевидно, что судейство на Олимпиаде было нечестным!

- Да, вот только один пример: та же канадская пара упала в короткой программе, но арбитры вопреки логике не "задвинули" ее куда подальше, а дали канадцам возможность исправиться в произвольной.

- Наши болельщики буквально бились в истерике по поводу того, что на Играх судьи лишили Ирину Слуцкую заслуженной золотой медали...

- Я считаю, что медаль у Иры отобрали в короткой программе. Вот когда нужно было спорить, подавать апелляции, а не отмалчиваться.

- После разразившегося на Олимпиаде скандала боссы нашего фигурного катания, вернувшись домой, клятвенно заверяли, что ни к каким судейским сговорам отношения не имеют.

- Вранье! Судейские интриги были и будут всегда. Стоять за ними могут не обязательно руководители федерации, но и другие функционеры, а также влиятельные тренеры. С введением электронного арбитража это стало всего лишь сложнее. А раньше мне достаточно было взглянуть на 9 оценок, чтобы понять, кто с кем договорился. Скажем, накануне Олимпиады-98 в Нагано представители России намекнули американцам, что фигуристу из США достанется бронзовая медаль, если их судья поможет выиграть "золото" русскому. Те на сделку не пошли - рассчитывали, что как раз их лидер Тодд Элдридж завоюет золотую медаль. Тогда Россия договорилась с федерациями фигурного катания Франции, Японии, Канады и, по-моему, Украины. Для общей победы требовалось 5 голосов из 9, наши их "обеспечили". Но договор имеет смысл лишь тогда, когда не подводит исполнитель, ради которого договаривались. Илья Кулик оказался на высоте, он и стал олимпийским чемпионом. Американец Элдридж занял лишь четвертое место.

- Многие склонны считать, что новая система судейства, опробованная на Гран-при, более объективна. Это так?

- Пока трудно сделать определенные выводы. Теперь судейские оценки стали обезличенными. То есть оценка отдельного арбитра не имеет такого уж большого значения, ведь электронная машина ее может и не выбрать. У судей возникает чувство безнаказанности, ведь все разборы их работы будут проводиться с отсрочкой - летом будущего года. Впрочем, я слышала, что "черный ящик", то бишь компьютер, будет "вскрыт" сразу после финала Гран-при - ведь всем не терпится познакомиться с нынешней судейской кухней.

Продолжение интервью трехкратной олимпийской чемпионки Ирины Родниной будет опубликовано в одном из ближайших номеров "АиФ".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно