В N 33 за прошлый год "АиФ" опубликовал материал "Роскошь бюджетных денег". Корреспонденты по заданию редакции в утренние часы встали около Триумфальной арки на Кутузовском проспекте, по которому московские чиновники вперемежку с богачами с дач и из загородных домов спешат по делам в столицу: за три часа мимо них промчались десятки "Мерседесов" и "БМВ" представительского класса самого последнего года выпуска стоимостью от 80 до 200 тыс. долл. Все бы ничего, только на них были федеральные номера (это когда вместо цифр, обозначающих регион, изображен российский триколор, символизируя принадлежность высшего должностного лица к администрации президента, правительству, Госдуме)...
Ошибка в базе данных
МЫ отослали официальный запрос начальнику ГИБДД генералу Владимиру Федорову, где указали тридцать шесть (! ) номеров, записанных корреспондентами рядом с Триумфальной аркой, и попросили разобраться: государство у нас такое богатое или не "слуги народа" это в дорогих иномарках разъезжают, а бандиты, прикупившие по случаю "блатные" номера? "Кому конкретно принадлежат все эти суперсовременные "Мерседесы" и "БМВ"?" - спросили мы.
Прошло почти два месяца. После столь долгих раздумий чиновники из ГИБДД разродились: "...В полученном списке указаны номерные знаки служебных автомобилей должностных лиц, организаций и личных легковых автомобилей, используемых членами Совета Федерации и депутатами Государственной думы. При проверке представленных Вами данных установлено три особых государственных регистрационных знака, которые не выдавались подразделениями ГИБДД, в связи с чем они объявлены в розыск. Для принятия мер информация направлена в прокуратуру г. Москвы".
И все? Тогда мы решили провести собственное расследование. Для начала залезли в базу данных ГИБДД (за 500 долларов это проблем не составляет), где по закону должны регистрироваться все автомобили, колесящие по российским дорогам. Но оказалось, есть избранные автовладельцы: нужные номера в базе данных отсутствовали.
"Федеральные номера в базу данных ГИБДД не заносятся, - объяснили нам в районной ГИБДД. - Это секретная информация. Для того чтобы получить сведения об их владельцах, нам нужно писать официальный запрос вышестоящему начальству. Причем запрос этот пишется в исключительных случаях, когда автомобиль с таким номером что-либо нарушил. Остановить его мы ведь тоже не имеем права". А уж если нужна информация о десятках таких машин - ответа точно не будет, да еще и запрос вызовет подозрения.
Мы обратились к своим источникам в Министерстве внутренних дел, куда нужно писать запрос. "Эти номера есть только в базе данных ФСБ", - ответили нам. "У нас указано только, к какой автобазе прикреплены автомобили с федеральными номерами, - сказали "свои источники" в ФСБ. - А кто на них ездит, знает лишь узкий круг тех, кто работает на этой автобазе. Кроме того, на каждую ведомственную машину крупных чиновников полагается три комплекта номеров, чтобы предотвратить различные покушения".
Откуда на автобазах не самого богатого в мире государства такие крутые авто? - запросили мы Управление делами Президента РФ. Оттуда ответили, что средняя закупочная цена автотранспорта для чиновников правительства, администрации президента и Госдумы - 180 тыс. руб. (6 тыс. долларов)!
Государственная автотайна
В 1999 ГОДУ никогда не забывающие о себе депутаты обновили закон о собственном статусе, вписав туда одну замечательную фразу: "Служебный автотранспорт, предоставляемый члену Совета Федерации, депутату Государственной думы, либо личный автотранспорт, используемый ими для осуществления своих полномочий, оборудуется особыми государственными регистрационными знаками". Другими словами, автомобили с флагами на номерах, проносившиеся мимо нас по большим государственным надобностям, вполне могли принадлежать не Управлению делами, а лично пассажирам (женам, детям, подругам, прости господи, друзьям)?
Вот на прошлой неделе криминализированные элементы из числа народных избирателей лишили депутата Госдумы от Московской области Валерия Гальченко двухдверного пятисотого "Мерседеса". На автомобиле стояли федеральные номера с российским флагом. Официальные дилеры, распространяющие эти машины в России, сообщают, что цена подобного "Мерседеса" - от 120 до 155 тысяч евро. Интересно, воры тоже задавались вопросом: если это собственная машина Валерия Гальченко, то откуда у депутата, официальная зарплата которого около 12 тыс. руб. в месяц, такие деньги? А если эта машина принадлежит гаражам Управления делами Президента РФ, то не безнравственно ли тратить немалые бюджетные деньги только на то, чтобы депутату было тепло и мягко?
В Думе лежит законопроект "О коррупции", согласно которому все чиновники должны раскрыть источники своих доходов. Им придется сообщить, где они получают деньги, на что, в частности, покупают машины. Теперь понятно, почему закон этот до сих пор не принят и никогда не будет принят.
Не случайно, видимо, информация о том, кто разъезжает по улицам в лимузинах последней модели, - в прямом смысле государственная тайна. Есть, что скрывать?