13 МАРТА на Новодевичьем кладбище в Москве должна состояться церемония перезахоронения праха великой балерины Анны Павловой и Виктора Дандре. "АиФ" уже писал, что предстоящее событие вызывает много вопросов ("АиФ" N 06 2001г. "А. Павлова - монахиня искусства?" ). И дело не только в том, что Павлова не любила Москву и была в ней всего несколько раз во время гастролей и уж тем более вряд ли желала быть похороненной в этом городе.
В ИНФОРМАЦИОННОМ сообщении "Лондон кремейшн компани" говорится, что "по завещанию Дандре его собственный прах и прах его жены были навечно оставлены в крематории Голдерс Грин, но могут быть перевезены в Россию, если будет получен соответствующий официальный запрос". По словам председателя компании достопочтенного графа Грея, "официальный запрос из России о перезахоронении праха был получен".
Кем был послан запрос, который в Лондоне называют "официальным"? Министерство культуры России и московская мэрия свою причастность к ведению переговоров с англичанами отрицают. Как стало известно "АиФ", инициатива перезахоронить прах великой балерины целиком принадлежит г-же В. Жиленковой, руководителю созданного ею Фонда милосердия имени Анны Павловой. Судьба праха импресарио Павловой Виктора Дандре, называвшего себя ее мужем (документального подтверждения их союза не существует), судя по всему, решилась "автоматически": раз перезахораниваем Павлову, значит, "до кучи", и Дандре. В своем послании г-н Томас, один из руководителей "Лондон кремейшн компани", официально подтвердил, что "в Москве урны будут переданы Фонду милосердия имени Анны Павловой, который станет душеприказчиком праха".
На каком основании душеприказчиком праха Павловой и Дандре станет Фонд, абсолютно не ясно. Тем более что живы родственники Дандре и они категорически против переноса праха в Россию. Впрочем, их мнение организаторов ничуть не смущает.
Если перезахоронение действительно состоится, это может стать прецедентом, после которого начнут образовываться различные фонды и, например, под идею возвращения в Россию праха Кшесинской или Нуреева, собирать деньги.
Кстати, министр культуры РФ М. Швыдкой в одном из интервью прямо заявил, что "фонды, которые инициируют перезахоронение останков великой балерины, вызывают у Министерства культуры серьезные сомнения... Легитимность такого перезахоронения крайне сомнительна".
И тем не менее 10 марта делегация Фонда милосердия имени Анны Павловой вылетает в Лондон. Серьезные вопросы остаются неразрешенными.