Примерное время чтения: 5 минут
83

Останутся ли у Зюганова две головы?

К ГОДОВЩИНЕ победы В. Путина на выборах КПРФ приурочила громкую акцию с вотумом недоверия правительству. Понятно, что коммунистов волновало не столько будущее министров, сколько собственная судьба. Сохранится ли их партия в качестве главной оппозиции власти или уйдет в небытие? На минувшей неделе на "круглом столе" в "Президент-отеле" об этом спорили политики и политологи. Предлагаем фрагменты некоторых выступлений.

Виктор АЛКСНИС, депутат Госдумы:

- КПРФ сойдет с арены лет через пять. Чисто физиологически это умирающая партия. В 1993 г. в парторганизации моего Рузского района Подмосковья было 149 членов. Сегодня - порядка 50. Самому молодому из вступивших за эти годы - 43 года. Да и то его потом исключили... Умирая, эта партия отравляет атмосферу в обществе. Я думаю, когда через 5 лет образуется вакуум левой идеи, появится новая коммунистическая организация.

Игорь БУНИН, директор Центра политических технологий:

- У КПРФ четыре серьезные проблемы. Первая - старение. Рыночно ориентированная молодежь в нее не вступает, радикально настроенная скорее пойдет к анархистам. Но КПРФ вымрет не через 5 лет, этот процесс растянется как минимум на одно поколение.

Вторая проблема - идеологическая. Два основных элемента идеологии - патриотический и марксистско-ленинский - очень плохо совмещаются и вызывают неразрешимый конфликт внутри партии.

Третья - проблема лидерства. Зюганов никогда не победит кандидата от партии власти, будет вечно вторым. В то же время реального противовеса ему не существует. Зюганов - та фигура, которая сохраняет компартию, поддерживает баланс между социал-демократическим крылом и радикалами.

Четвертая проблема - в стратегии. КПРФ управляет гетто, которое охватывает треть населения. Это люди, которые потеряли от реформ и мечтают о возврате к советскому прошлому. Партия не позволяет этому гетто превратиться в протестную массу, взорваться. Поэтому еще во времена Ельцина была выбрана "двухголовая система": одна голова КПРФ обращена в сторону активистов и электората, другая - в сторону власти. С одной стороны кричали: "Банду Ельцина под суд!", с другой - вели с этой бандой переговоры.

Теперь эта система дает сбои. Партия уже не может кричать: "Банду Путина под суд!", потому что это будет удар рикошетом по самой себе. Да и идеологически режим уже другой. Путин часто встречается с комлидерами. Они получили посты в Думе. Полюс, обращенный к власти, слишком разбух. Другой полюс - оппозиционный - стал съеживаться. КПРФ спохватилась - отсюда история с вотумом. Стратегически все было сделано правильно. Но есть одна опасность. Власть уже не так зависит от левых, как при Ельцине. Чтобы принимать принципиальные законы, Кремль больше не обязан договариваться с Зюгановым. Власть может передумать и отобрать у левых думские посты, придушить банки, которые подпитывают партию. Поэтому слишком резкий шаг в сторону оппозиционности может подорвать ее позиции.

Василий ЛИПИЦКИЙ, член Политсовета движения "Отечество":

- КПРФ - важный и полезный общественный институт. Если бы ее не было, то ее надо было бы придумать. Спорными выглядят попытки некоторых сил оторвать от партии ее социал-демократический слой. Потому что, если этот слой содрать, останется бурлящая пена, которую некому будет контролировать и которая выдвинет других, гораздо более радикальных лидеров. На их фоне Геннадий Андреевич покажется нам просто посланцем небес.

Сергей БАБУРИН, председатель Российского общенародного союза:

- Преждевременно говорить, что КПРФ - умирающая организация. Это вечно умирающая организация. Если хотите, это Франкенштейн, с которым мы будем иметь дело до скончания веков.

Сергей МАРКОВ, политолог:

- Мне кажется, у КПРФ нет кризиса лидерства. Зюганов является очень ярким руководителем, государственно мыслящим, неоднократно удерживавшим страну от гражданской войны. Это идеальный лидер для суперконсервативной партии. Проблема в том, что нет других лидеров. Интеллектуальная серость политического актива КПРФ - вот одна из ее важнейших проблем. Недаром коммунистам пришлось пригласить Сергея Глазьева, чтобы он дал им свою экономическую программу.

Алексей ПРИГАРИН, секретарь ЦК партии "Союз коммунистов":

- Перед выборами 1993 г. правые говорили, что это последний шанс коммунистов, что к следующим выборам все пенсионеры вымрут. Но КПРФ повторила успех и в 95-м, и в 99-м. Тяжелая социальная ситуация приводит к тому, что электорат КПРФ постоянно пополняется. По последним соцопросам, если бы выборы состоялись сейчас, она получила бы 35% голосов. А "Единство" - только 22%. Кстати, если говорить о молодежи - посмотрите на состав зюгановского комсомола. Там вполне респектабельные ребята, которые сделали ставку на карьеру именно в Компартии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно