РОДСТВЕННИКАМ 3,5 тыс. российских миротворцев, служащих в Косове, не до шуток. Переходящая все границы истерия по поводу "балканского синдрома" рвет женские сердца. Солдаты и офицеры просаживают сотни кровно заработанных баксов на телефонные звонки с единственной целью - успокоить родных и близких.
АЭРОПОРТ "Слатина", где рядом служат российские и английские миротворцы, по замыслу балканской операции 1999 г. предназначался для десантирования войск НАТО. Поэтому аэродром не подвергался системному разрушению с воздуха. Самолеты только слегка "поклевали" из пушек взлетную полосу и рулежные дорожки. Главный интерес у НАТО вызывал секретный подземный аэродром, на котором стояли 37 югославских истребителей "МиГ-21". Бомбили натовцы зря: югославские "МиГи" улетели за несколько часов до нападения. А громадный инженерный комплекс с современной авиабазой, арсеналом оружия может выдержать и атомную бомбардировку.
Ну, а тогда на крышу подземного аэродрома упали три 500-килограммовые авиабомбы. Одна не разорвалась и позже была благополучно уничтожена русскими саперами. То, что на территорию аэропорта не упал ни один снаряд с урановым сердечником, подтвердили английские солдаты, которые пришли в "Слатину" буквально через 2 часа после русского батальона.
Сегодня их жилой городок - в 500 метрах от штаба российского воинского контингента. Как говорят наши отцы-командиры: "Присутствие подданных английской королевы - надежный гарант экологической и авиационной безопасности аэропорта "Слатина" в Косове, а также российских войск". Как только англичане свернут свой лагерь, значит, нашим десантникам тоже пора собирать шмотки.
Вместе с военным экологом подполковником Сергеем Ковальчуком мы стоим на крыше-холме секретного аэродрома, в огромной воронке от натовской авиабомбы. Предлагаю Сергею распить купленное в Москве "Каберне", которое обладает уникальным свойством выводить из организма радионуклиды.
Но вместо бутылки он открывает походную армейскую экологическую лабораторию. Щелчок тумблера, и на дисплее возникает цифра 0,12 микрорентген - доза в 3 раза меньше естественного фона. К сведению читателей, в Москве, например, в районе нефтеперерабатывающего завода в Капотне показатель радиации почти в 4 раза выше.
Заражение... эмоциями
УРАНОВАЯ лихорадка - проблема деликатная. В отличие от натовских солдат косовские албанцы гуляют среди радиоактивного металла без всякого вреда для своего здоровья. Может быть, потому, что они об этом как-то не задумываются. Югославское командование утверждает, что солдаты их армии тоже не подвержены "балканскому синдрому".
Нежные западноевропейские и американские организмы реагируют почему-то иначе. Опасаясь неведомой болезни, норвежские военнослужащие напрочь отказываются ехать на Балканы. 140 греческих миротворцев две недели назад подали рапорта с просьбой отправить их домой. После соответствующей проработки начальством и увеличения материального вознаграждения 70 из них остались в Косове. Позорно удрал с балканского поля боя солдат США.
Наибольшие потери от "балканского синдрома" понесли итальянцы: у них умерло 6 человек. А ведь именно итальянские летчики вместе с немецкими асами бомбили танковые колонны "югов", стоявших вдоль албанской границы со стороны городов Джяковица и Печ. Именно итальянские солдаты после входа в Косово растаскивали обломки сожженной югославской бронетехники, зараженные, как утверждают, радиоактивными снарядами.
Дозиметр - в картошку
РОССИЙСКИЕ военные экологи и медики с начала появления "балканского синдрома" не полагаются на чужие экспертные оценки. За короткое время сделано более 1300 замеров на гамма-излучение. Радиационный фон проверялся в служебных и жилых помещениях, тщательно "досматривались" автомобили, бронетехника, оружие, унитазы и посуда. Идет диспансеризация наших миротворцев. Любой желающий российский солдат может получить здесь не только результаты анализа крови, но и анализ продуктов, которые поступают в армейские столовые. Проверялась даже заработная плата миротворцев - новенькие, хрустящие доллары. Каких-либо ухудшений в здоровье российских миротворцев не обнаружено.
Тем не менее военный госпиталь российского контингента не пустует. К нашим врачам обращаются не только военнослужащие НАТО, но и сербы, которые доверяют только русским.
В одной из комнат, где живут десантники, висит плакат: "Обменный пункт. Меняем потенцию на баксы. Курс - льготный". Хохма, конечно. Десантники - народ верный. Так что жены, законные и гражданские, за своих мужчин могут не беспокоиться.