РЕАЛЬНОСТЬ всегда обгоняет официальную информацию. А цены в магазинах и на рынках - среднестатистические показатели. Вот и в прошлом году традиции никто не отменил. В бюджете-2000 была заложена инфляция 18%. А цены, по данным Всероссийского института потребительского рынка и маркетинга (ВНИИПРИМ), выросли на товары в среднем на 19,5-20%, на услуги - на 35-36%.
И НОВОЕ тысячелетие их не оставит, считает ведущий сотрудник ВНИИПРИМ Жанна Евдокимова. За будущий год все подорожает в среднем на 25%. То есть почти вдвое больше, чем предполагают официальные бумаги: бюджетная инфляция - 12-14%.
Самый "опасный" товар - сахар. Дорожать он начал еще в мае прошлого года и за 2000-й вырос в цене почти вдвое. Больше всего его взбудоражили слухи о введении импортных квот на сахар. "Если квоты поделят, - говорит Жанна Евдокимова, - нас ожидает дальнейшее повышение цен на сахар как минимум еще на 40-50%. Если конкурс вообще не будет проведен, тогда с нового года в Россию хлынет поток дешевого сахара и цены упадут, но, разумеется, не до отметки 10 рублей за кг, как было в начале нынешнего года, а скорее всего до 13-14 руб.".
Цены на мясо стали расти с конца лета. Особенно подорожала свинина. За ней потянулись цены на многие копчености. Причем дорожают в первую очередь отечественные продукты. Покупатели так их полюбили, что готовы терпеть. Но это ненадолго. Спрос уже начал сокращаться, особенно на деликатесы. Так что к началу лета рост цен затормозится.
В целом за год все продукты могут подорожать примерно на 18-20%. Алкогольные напитки вырастут в цене еще больше, как минимум на 28-30%. Российская водка - на все 35-40%.
Цены на непродовольственные товары зависят в первую очередь от того, есть ли у населения деньги. Резкого роста доходов на этот год не прогнозируется. Поэтому и подорожание может быть примерно таким же, как в прошлом году, - на 25-27%.
В 2000 году, в отличие от предыдущих лет, одежда и обувь дорожали быстрее (примерно на 3%), чем товары длительного пользования. Причина - опять же в спросе. Денег не было, и люди брали только самое необходимое. Однако возможно, что в будущем году рост доходов все-таки оживит спрос и культурно-бытовые товары вновь будут дорожать теми же темпами, что и ширпотреб.