Говорят, что в России много хороших законов, а вот исполняют их плохо. Интересно, "много" - это сколько? И так ли хороши эти законы?
Е. Береговой, Уфа
ТОЧНОЕ количество действующих в России законов является страшной государственной тайной. В том смысле, что ни один человек, включая президента, этого количества не знает. В Правовом управлении Госдумы нам назвали только приблизительные цифры.
Итак, сейчас в РФ примерно 1450 законодательных актов. Включая до сих пор не отмененные законы СССР и РСФСР. Но это - без учета указов Президента РФ, распоряжений правительства, министерств. А если с учетом, то получится уже 121 тысяча.
Но и это не все. Если посчитать нормативные акты субъектов Федерации, постановления судов, то цифра возрастет до 500 тыс. Как говорят специалисты юридической компании "Гарант", если распечатать все документы, получится стопка высотой с 24-этажный дом!
Бумажный конвейер
ФАБРИКА по выпуску законов называется у нас Госдумой. Начиная с января 1996 г. в Думу внесено более 4,5 тыс. законопроектов. До подписи президента дошел только каждый пятый.
Кто их сочиняет? Прежде всего сами депутаты - на их долю приходится больше половины проектов. Остальное вносят президент и правительство, члены Совета Федерации, законодательные собрания регионов, Конституционный, Верховный и Арбитражный суды. Всего в России 723 "субъекта законодательной инициативы" - то есть физических и юридических лиц, имеющих право регулировать нашу с вами жизнь.
Нельзя сказать, что все эти лица пекутся только о народном благе. Есть депутаты, "работающие" в основном на МВД, Генпрокуратуру, "Газпром", Дорожный фонд и т. д. При этом ведомственные интересы лихо маскируются под общенародные. Как это делается, рассказывает депутат Госдумы Владимир Рыжков:
- Выходит человек на трибуну и докладывает какой-нибудь закон о лесе. А в конце говорит: "Товарищи! Вы вообще за то, чтобы у нас был лес, был кислород, чтобы зверье размножалось?" Зал хором: "Да!!!" - "Ну тогда голосуйте за этот закон!" Хотя на самом деле суть его в том, чтобы наделить лесных чиновников правом выдавать разрешения на вырубку, торговать лицензиями на отстрел животных, проверять автотранспорт и т. п. Где дополнительные полномочия, там и дополнительные доходы: расширение штатов, премии, взятки...
Примерно 40% депутатских законов носят чисто популистский характер. Предлагает какой-нибудь думец повысить зарплату учителям в 5 раз, пенсии - в 10 раз и т. п. А потом едет к себе в округ и говорит: вот я столько хороших законов внес, но антинародный режим их отклонил. Проголосуйте за меня опять - буду дальше сражаться!
Встречаются и откровенные дельцы. Рассказывают об одном ушлом парламентарии из прошлой Думы, который поставил на поток сочинение законопроектов, ущемляющих интересы каких-то ведомств. Ведомства нервничали, обрывали телефоны в приемной "супостата" и в конце концов предлагали ему за отзыв проекта щедрые "отступные".
Огурцы на Марсе
ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ процесс бывает не только выгодным, но и очень веселым. Ведь фантазия народных избранников безгранична.
Старейший депутат первой российской Думы Г. Лукава в свое время внес законопроект "О человеческом бытии". И доказывал, что если его принять, то отпадет необходимость во всех остальных законах. Депутат Ю. Гусман тут же выступил со встречным предложением - принять закон "О движении тектонических плит в Российской Федерации".
- Работая в Минюсте, я собирал подобные абсурдные проекты, - вспоминает глава думского Комитета по законодательству Павел Крашенинников, - а когда ими забился шкаф, все выбросил. Там были потрясающие вещи. Например, законопроект "О пространстве". Или проект "Об ответственности за умышленное истребление грибов".
По наблюдению депутата Сергея Юшенкова, количество "странных" законопроектов обычно возрастает по весне, в период авитаминоза и традиционного шизофренического обострения. Но некоторые из них умудряются понравиться большинству думцев. Поистине легендарным стал закон о пчеловодстве, описывающий, что делать, когда пчелиный рой пересекает границу субъекта Федерации. Закон был принят Думой, но президент Б. Ельцин юмора не понял - наложил вето. Много веселых минут доставило депутатам и обсуждение законопроекта о северном оленеводстве. Авторы снабдили его кратким словарем примерно такого содержания: "Олень - животное, разведение которого регулируется настоящим федеральным законом. Оленевод - гражданин РФ, разводящий оленей в соответствии с настоящим федеральным законом. Ягель - корм, который употребляют олени, разводимые в соответствии с настоящим федеральным законом..."
Любой депутат может родить любой, самый идиотский законопроект, и Дума будет обязана его рассмотреть. По словам В. Рыжкова, можно написать даже законопроект о выращивании огурцов на Марсе. Его рассмотрят на пленарном заседании, выслушают доклад аграрного комитета, мнения фракций, представителя президента и заключение правительства о том, что оно считает разведение марсианских огурцов нецелесообразным. И только потом дурацкую идею поставят на голосование.
Правда, пока желающих регулировать овощеводство на Марсе не обнаружилось. Но и без этого в нашем праве хватает абсурда. Особенно когда речь идет о деньгах. Недавно знакомому сотрудника "АиФ" случилось выиграть по старой облигации госзайма. В сберкассе выяснилось, что после всех инфляций-девальваций выигрыш составил аж 5 рублей. Но даже эту "гигантскую" сумму получить не удалось - по закону пришлось заплатить 1 руб. 70 коп. налога.
По словам П. Крашенинникова, в России до сих пор действует норма, по которой за регистрацию федеральной партии надо заплатить... те же 5 рублей. А за партию областного масштаба - 50 коп.
Впрочем, наши правовые несуразности - цветочки по сравнению с некоторыми законами других стран. Например, по данным журнала "Власть", в американском городе Порт-Артуре наказуемым деянием считается выделение неприятных запахов в лифте. В Калифорнии животным запрещено спариваться ближе чем в 500 м от школ, церквей и предприятий общественного питания. В штате Индиана нельзя носить усы мужчинам, склонным к частым поцелуям. В США создано несколько десятков организаций, которые борются за отмену так называемых dumb laws - "тупых законов". Похоже, этот опыт пригодился бы и в России.