НА ДНЯХ Мосгордума во втором чтении приняла скандальный Этический кодекс депутата. От первой редакции документа - после предложенных 49 поправок и 18 внесенных - почти ничего не осталось. Все старые пункты вроде "честно исполнять свой долг" и "быть ответственным" еще более обобщились. Дискуссия о том, что такое этика депутата и как она должна выглядеть, разгорелась и в этот раз.
"МЫ ЛЮДИ с разными нравственными ценностями. Так почему на всех нас один документ, - возмущался депутат Москвин-Тарханов. - Я не понимаю, этот кодекс - наша Библия или Коран, что ли?" Кодексы поведения создаются веками, а депутаты решили написать свои 3 странички и сразу почувствовать себя немного пророками (кстати, заповеди "не убий" и "не укради" в кодекс не вошли). Эмгэдэшники - первопроходцы в этом деле. Автор проекта Татьяна Портнова заявила, что к ней уже обращались из других городов, хотели написать для себя документы по образу и подобию кодекса. Но Москвина-Тарханова эти доводы не удовлетворили, и он, единственный из всех депутатов, голосование бойкотировал. Остальные возмущались больше на словах, на деле же проект поддержали.
"Нормы морали не могут быть заменены нормами права, - критикует документ г-н Бочаров. - Мы примем кодекс большинством и, получается, принудим исполнять его остальных, быть может, не согласных с ним депутатов. Если кодекс - патриотический призыв, я под ним подпишусь, если обязанность - нет". "А судьи кто? - задался вопросом депутат Гончаров. - Что мне будет, если я не выполню того, под чем подписался? Согласно кодексу, я отвечаю только перед избирателем и должен соответствовать его нормам морали. А если моему избирателю нравится, что я пью, курю, веду себя непотребно? Мне все это делать?" Такая несуразность получилась в результате вычеркивания из второй редакции главы об ответственности депутата за нарушение кодекса. "Преступника" предлагалось предавать суду общественности. Но всем поголовно депутатам "под суд" идти не хотелось, поэтому главу вычеркнули.
Принятый кодекс получился беззубым. Собрание общих мест. На его обсуждении в зале присутствовала лишь... треть депутатов. И те ходили туда-сюда, периодически куда-то отлучались. Редактор проекта трижды просила председателя МГД призвать народных избранников в зал. Но призыв остался неуслышанным. Может, пора ввести ответственность и за отсутствие на заседании без уважительной причины? Но кто же добровольно возложит на себя какие бы то ни было обязательства? А для проформы - пожалуйста. Хоть десяток можно написать. Между тем документ мог бы решить актуальные задачи...