Примерное время чтения: 3 минуты
107

АЗБУКА ЗАКОНА. ГКЧП на скамье... депутатов

Одна из главных нелепостей прошедших выборов - избрание депутатами подсудимых по "делу о ГКЧП" Лукьянова и Стародубцева. Как же могли допустить людей, обвиняемых в государственном преступлении, к участию в выборах?

Н. Киселев, г. Новомосковск Тульской обл.

Ответить на это письмо мы попросили доктора юридических наук профессора В. САВИЦКОГО. Специалист в области уголовной процедуры, он присутствует на процессе по делу о ГКЧП с самого первого дня.

ПОЛОЖЕНИЕМ о выборах в Государственную Думу (оно было утверждено указом Президента 1 октября 1993 г.) предусмотрено, что не может избирать и не может быть избранным лицо, которое находится в местах лишения свободы но приговору суда.

Относится ли эта норма к Лукьянову и Стародубцеву? Нет, судебное разбирательство еще продолжается.

Следовательно, действует принцип презумпции невиновности. Это значит, что человек считается невиновным до тех пор, пока не состоится обвинительный приговор суда. И в этом смысле, я хочу особо это подчеркнуть, Положение о выборах полностью соответствует общепризнанным принципам международного права.

Итак, А. Лукьянов и В. Стародубцев выиграли выборы и прошли в парламент. Теперь возникает новый вопрос - как быть дальше? Может, депутатский иммунитет автоматически освобождает их от ответственности? На первый взгляд, ответ лежит на поверхности. Статья 98 принятой 12 декабря новой Конституции гласит: "Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий..." Далее в п. 2 той же статьи говорится: "Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания".

Но эта норма, на мой взгляд, относится к тем, кто совершил какое-либо деяние, уже будучи депутатом. Если же это случилось до того, как человека избрали депутатом, то избрание не меняет его положения подсудимого и не является индульгенцией за старые грехи.

Однако я не исключаю, что на основании ст. 98 Конституции РФ Генеральный прокурор все же посчитает нужным обратиться в парламент за разрешением на продолжение уголовного дела в отношении депутатов Лукьянова и Стародубцева.

Но лучше всего, если бы эту спорную норму новой Конституции истолковал Конституционный Суд, который впервые получил такое право.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно