Примерное время чтения: 5 минут
242

Общепит умер?

ЕХАЛИ мы однажды на природу. Погода солнечная, настроение отменное. Вдоль дороги на каждом шагу - питейное заведение. Захотелось завернуть куда-нибудь перекусить, но не на шоссе же! А тут как раз городок - Таруса. Колесили по нему битый час - ни одного кафе, ни одной столовой, только палатки с орешками, пивом и водкой. В Москву вернулись злые и трезвые. Куда же подевался общепит?

ОБЩЕПИТ умер. Теперь это называется массовым питанием. "Столовых вы не найдете, - популярно объяснили в Минэкономразвитии. - Это при плановой экономике две трети всех заведений были едой "не отходя от кассы": заводские, учрежденческие, школьные столовые. А пельменные, кафе и рестораны - только треть, и мест в них всегда не хватало". Теперь рынок, поэтому все наоборот. По месту учебы-работы не больно-то перекусишь: столовые рыночную экономику не потянули, их стало в 10 раз меньше. Дошло до того, что возможность поесть горячее имеют только 55% школьников.

Так что сегодня две трети масс-пита - кафе, бары, рестораны. И половина из них - не простые, а дорогущие. Частный капитал убежден, что дорогое быстрее приносит прибыль. Нишу дешевого общепита занял "фаст-фуд", в основном западные монстры: американский "Макдоналдс" (21 город России), венесуэльский "Ростикс" (4 города), еще "Сабвей", "Фрайдис" и другие, но это в основном в Москве. Вообще каждое десятое из 100 тысяч российских предприятий массового питания находится в Москве. "66 мест на тысячу жителей города, - хвастаются московские власти, - а по нормативу полагается всего 22". Общепит еще можно поискать летом на курортах. В сезон товарооборот там увеличивается вдвое. В этом году в Сочи кафе и забегаловки выстроились вдоль набережной прямо-таки в несколько рядов.

А в Тарусе и вообще в глубинке общепит искать не стоит. Там его нет, потому что у людей нет денег.

Поел сам...

А ВОТ и неправда. Московский госуниверситет пищевых производств провел исследование "Пользуетесь ли вы общепитом?". Опрашивали не олигархов, а вполне средних людей - две трети из них с семейным бюджетом ниже 5000 руб. в месяц.

Тем не менее почти все заявили, что время от времени ходят в кафе и рестораны (52% - регулярно и еще 31% - изредка). Причем не только чтобы поесть, но и чтобы пообщаться с друзьями.

Несмотря на то что цены там отнюдь не пролетарские, 40% опрошенных готовы оставить за один раз 50-100 руб. за кофе с пирожным, 33% - на 100-300 руб. более плотно поесть и 2% готовы ублажать свой желудок на большую сумму. Про цены 90% тех, кто ходит по барам-ресторанам, говорят, что они их устраивают. А из тех, кто туда не ходит, только каждый четвертый называет причиной высокую стоимость. 59% объясняют, что едят только дома. Социологи вздыхают: у наших людей (особенно нестоличных жителей) психология такая - дома кушать. Городок маленький: проще дойти до собственной кухни, чем потратить стольник на кафе.

В Фонде поддержки малого предпринимательства считают, что за десять постперестроечных лет российское массовое питание могло бы развиваться и бодрее. Пока оно составляет только четверть от всего малого бизнеса. А на Западе - две трети, не меньше.

...Покорми и чиновника

А СТРАННО. По идее, бизнес должен быть выгодным: люди хотят есть всегда.

Оказывается, плата за саму еду - это от силы 10 (в дорогих ресторанах) - 25% (в обычных кафе) стоимости блюда. Однако все остальное мы отдаем не за красивые глаза и фирменное: "Приятного аппетита, ждем вас снова!"

Открыть кафе - большая проблема. Для того чтобы соблюсти все правила, нужно побегать по разным инстанциям около полугода. Собрать необходимо 9 документов: 8 справок из разных инстанций и девятый - сертификат Госстандарта, подтверждающий, что остальные 8 у вас есть. Вот и считайте: тысяча рублей - за справки, 3 тыс. - за сам сертификат, 2-3 тыс. - за работу по сертификации, еще 2-3 тыс. - за обучение сотрудников, чтобы они соответствовали сертификату.

Но это еще не все, рассказал нам директор Института национального проекта "Общественный договор" Олег Комаровский. Не успели вы открыться, к вам по очереди начинают наведываться различные проверяющие: санитары, пожарные, налоговики и т. д. Всего около пятидесяти федеральных служб, а ведь есть еще и местные. Причем приходят они не проверять, а скорее, навязывать свои услуги. Например, могут предложить купить именно у них медицинские книжки для персонала, всучить по тройной цене закон "О защите прав потребителей". Лицензионная палата вежливо попросит вас обучить у них свой персонал, и неважно, что имя вашего шеф-повара знает вся Франция. Правда, на обучение время тратить не обязательно, главное - деньги заплатить. "Проверяющие органы, конечно, нужны, - говорит Олег Комаровский, - но следить они должны за качеством продукции, а не за тем, есть ли у вас та или иная бумажка".

Деньги на все эти взятки, административные барьеры, рэкет, естественно, берут с клиента. В институте "Общественный договор" полагают, что такие "непроизводственные расходы" составляют примерно треть от цены каждого блюда. То есть, когда мы едим бутерброд, треть от него достается чиновнику.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно