Примерное время чтения: 4 минуты
236

Зюганов в роли старика Хоттабыча

НАКАНУНЕ 7 ноября ВЦИОМ провел всероссийский опрос. 31% опрошенных проголосовал бы сейчас на выборах за КПРФ (за "Единство", "Отечество" и "Всю Россию", вместе взятые, - 27%). Парадокс, но рейтинг партии Г. Зюганова не упал с приходом к власти президента В. Путина, когда, казалось бы, в стране наступила политическая стабильность, а экономика стала подавать признаки жизни. В чем причины этого феномена? Вот мнения известных политологов.

Партия ностальгии

ГЛЕБ ПАВЛОВСКИЙ, руководитель Фонда эффективной политики:

- КПРФ, безусловно, народная партия. Она отражает одну из сторон русской народной психологии - мечту о том, что все проблемы в стране будут решаться чудом. А чудо называется революцией. Каждую осень 7 ноября мы празднуем день рождения государства, уничтожение которого мы празднуем 12 июня. Абсурдным образом оба этих праздника уживаются в нашем календаре.

С одной стороны, люди стремятся к нормальной жизни, с другой - не верят в ее возможность. Всем очевидно, что в России сейчас происходит улучшение по очень многим позициям, в том числе в отношениях власти и народа. Но при этом у части народа сохраняется тяга к чудесным превращениям Ивана-дурака в Ивана-царевича. Такова русская традиция "кризисного изменения жизни": сегодня ужасно, пускай станет еще ужаснее, и, может быть, тогда все станет хорошо.

К сожалению, это относится не только к сказкам, но и к политике. Тот же Зюганов воспринимается в роли безнадежно завравшегося и очень состарившегося старика Хоттабыча, который очень долго обещает чудо, рвет на себе волоски, а чуда все не происходит. Заметьте, за 10 лет существования КПРФ не выполнила ни единого пункта своей программы.

КПРФ - партия русской ностальгии. Ностальгии по переворотам. 7 ноября - это такой русский Хэллоуин, день заклинания злых духов. Я думаю, с годами окончательно сотрется понимание того, что за согласие и примирение мы празднуем в день кровавого переворота. Останется веселый праздник с матросами, бутафорскими штурмами, залпами "Авроры", который будут праздновать вполне респектабельные старички в западных костюмах. Они будут вызывать дух Ленина, при этом вовсе не желая, чтобы он на самом деле появился и отобрал у них кредитные карточки и машины "Вольво".

Партия бедных и старых

ВЯЧЕСЛАВ НИКОНОВ, президент фонда "Политика":

- Несмотря на успехи в экономике, значительная часть населения по-прежнему живет плохо. Кроме того, российское население стареет. Вместе с долей пожилых людей, вся жизнь которых связана с эпохой КПСС, увеличивается и электорат КПРФ.

А то, что рейтинг В. Путина растет, еще не означает, что рейтинг КПРФ должен упасть. Власть и левая оппозиция - не сообщающиеся сосуды. Коммунисты на любых выборах получают свои 25-30%. Кстати, в куда более благополучной Италии Компартия тоже на протяжении последних десятилетий стабильно получает 20-30% голосов.

Партия власти и денег

ИГОРЬ БУНИН, директор Центра политических технологий:

- Компартия обрела монополию на левом фланге. Кто сегодня помнит Движение в поддержку армии В. Илюхина, "Духовное наследие" А. Подберезкина, "Российский общенародный союз" С. Бабурина? Большинство конкурентов даже не попали в Думу.

Больше того, КПРФ - единственная реальная партия в России. Все остальные являются или политическими придатками администрации президента, или представляют небольшие правые субкультуры - СПС, "Яблоко". КПРФ - разветвленная, глубоко эшелонированная структура с четкой идеологией, претендующая на роль защитника слабых от давления сильных - олигархов, правительства.

Наконец, у КПРФ масса комитетов и свой спикер в Госдуме, десятки дружественных губернаторов. Это такие "красные поляны", где можно выращивать кадры, зарабатывать деньги. Часть предпринимателей вкладывают средства в КПРФ в обмен на ее властный ресурс. Все это придает ей некую энергетику.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно