ГЕОРГИЙ ДЕЛИЕВ, главная маска небезызвестной комик-труппы, довольно часто наведывается со своими подопечными из родной Одессы в бывшую союзную республику на заработки. Колеся по украинским и русским просторам, он понял, что лучшего города, чем Одесса, не существует.
Дерибасовскую теперь не узнать
- ГЕОРГИЙ, вы, как птица, летающая из Украины в Россию, можете сказать, где жить-то лучше?
- В Америке до 11 сентября люди жили хорошо, но им тоже не повезло. А в России и на Украине уровень жизни практически одинаковый. По крайней мере, я не чувствую большой разницы, когда приезжаю к вам на гастроли. Живут и у нас, и у вас одинаково, а заслуживают намного большего.
Но если выбирать, то я себя более комфортно чувствую дома. И не потому, что это - моя страна Украина, а потому, что это - Одесса. За долгую гастрольную жизнь я понял, что на земле есть только один город, в котором можно реально расслабиться и пожить без суеты. В Москве, как и в любом другом мегаполисе, остановиться просто невозможно. Когда я сюда приезжаю, у меня возникает такое ощущение, что я все время куда-то опаздываю, что-то не успеваю. Если кто-то позовет отдохнуть, выпить и закусить, я очень долго буду думать, а потом откажусь.
В Одессе такого не бывает никогда. Так что Одесса и Москва в житейском плане отличаются разве что ритмами и темпами.
- А как же уникальная одесская атмосфера, о которой все знают по книжкам Ильфа и Петрова, Бабеля и других?
- Атмосфера в чем-то сохранилась, в чем-то стала другой, но она абсолютно не такая, как в книжках. От той литературной Одессы остались только лица ее жителей. Изменился даже внешний облик города, вся архитектура. Настроили кучу новомодных зданий, на которых развесили неоновую рекламу, открыли немереное количество увеселительных заведений. Теперь в Одессе, как и в Москве, многие проезжие улицы сделали пешеходными. Ту же Дерибасовскую сейчас тот, кто не был в Одессе лет пять, не узнает, она вся светится и сияет, как Лас-Вегас. В общем, жемчужина у моря потихоньку стала цивильным городом.
Но отличие все же есть. Предположим, в той же Москве после десяти вечера, особенно зимой, на улице встречаешь людей, которые со всех ног несутся домой: в темноте могут и дубинкой по голове огреть. В российской провинции вообще никого и ничего не видно в это время, потому что света нет и потому что делать нечего. Нет такого, чтобы люди гуляли семьями или влюбленные под ручку сидели в кафе. Одесса же вся такая.
- А чем теперь живет одесский Привоз, тоже, как и все рынки, китайскими тряпками?
- Вот одесский Привоз сохранился. Наверное, потому, что под китайские тряпки отдали все остальные рынки. Есть у нас в городе "Толчок 7-й километр", куда съезжаются и китайцы, и люди других национальностей со всей Украины. Даже из других республик бывают оптовики. Я их сразу узнаю, потому что у них тюки больше, чем они сами, раза в два.
А вообще, Одесса - очень тихий и спокойный город. И если случаются какие-то разборки, то только местного значения. К примеру, кто-нибудь приехал домой в неположенное время и разбудил тетю Сару, которой это очень не понравилось, и она решила выступить перед жильцами с речью: "Вы только посмотрите, что делают эти козлы. Они ведь машину здесь ставят, да еще и бибикают. Так я ему эти колеса вместе с ногами сейчас пооткручиваю, чтоб он в следующий раз не приезжал". Вот в Западной Украине политические казусы возникают. Мы как-то ездили туда играть "Ромео и Джульетту", и у нас возникли проблемы с языком. От нас требовали, чтобы все было на украинском, но играли мы все равно на русском.
- Вот вы сказали, что Одесса - спокойный город, а как же Молдаванка и Пересыпь - бандитские районы?
- Молдаванка и Пересыпь существуют, но и они изменились. Теперь в Одессе другие мафии - цыганские. Они делают и продают наркотики. В Молдаванке и Пересыпи шпаны живет, конечно, побольше, чем в центральных районах, но она не такая воинственная и страшная.
Украинская попса - это экзотика
- НЕСКОЛЬКО лет назад "АиФ" писал, что под Одесским оперным театром образовались пустоты и город может уйти под землю.
- Оперный театр пока стоит. А слухи эти ходят уже несколько лет. Поначалу все боялись, но со временем успокоились. Потому что пошли другие слухи о том, что ямы эти якобы не в самой Одессе, а за ее пределами, так что переживать нужно не одесситам, а жителям близлежащих районов. Под оперным театром, правда, на всякий случай ведутся укрепительные работы, за время которых его даже отреставрировать успели. Ведь это место - историческая ценность: рядом с этим театром жил Чайковский, а теперь - наш коллега Комаров. А Комарову мы сгинуть не дадим.
- Сегодня во многих российских хит-парадах лидируют украинские исполнители. Как вам кажется, с чем связана популярность "Воплi Вiдоплясова", "Океан Эльзы", "ВИА ГРА" и пр. у российской аудитории? "Маски" рот не открывают, потому что их выступления понятны и без слов, а украинские музыканты поют на своем языке, но народ все равно от этого балдеет.
- Да всем понятно, что они поют, и слушают, потому что музыка хорошая. А если песня нравится, то какая разница, на каком языке ее поют? На Западе по МТV сейчас вовсю крутят арабских, индийских, японских, тибетских исполнителей. Хотя раньше ими никто не интересовался. Это нечто вроде моды на экзотику, а украинские, белорусские и молдавские исполнители, поющие на родном языке, - это тоже своеобразная экзотика. Поэтому зачем приглашать китайцев и индийцев: не все поймут, да и накладно. А украинские группы достаточно хороши, на мой взгляд, и поют не ниже российского, а иногда и западного уровня.
- Раньше более или менее талантливые артисты, не находя признания на Родине, уезжали за границу. Вы не подумываете о том, чтобы за кордон переехать?
- Мы очень часто выезжаем на гастроли за границу. "Масок" не так давно звали остаться там на постоянное поселение: германские продюсеры предложили нам снимать у них кино, сериалы. Но то, что у нас делается окольными путями за один день, у них происходит по закону и за два года. Так что пока отъезд отложился на неопределенное время. И у нас есть время подумать, стоит ли Родину на "евро" менять. Хотя если там будут платить больше, то мы, скорее всего, уедем.