Примерное время чтения: 6 минут
137

Меняем милицию на полицию, недорого

НЕДАВНЕЕ убийство депутата С. Юшенкова вновь дало повод для разговоров о необходимости реформы правоохранительной системы. Мол, МВД в его нынешнем виде не справляется с преступным беспределом. А кто справится? На этот вопрос попытались ответить авторы законопроекта "Об органах охраны правопорядка в РФ".

ДОКУМЕНТ предусматривает кардинальную модернизацию милицейского ведомства. Оно разбивается на три крупных блока.

1. Внутренние войска, считающиеся наиболее дееспособной составляющей МВД, преобразуются в Национальную гвардию.

2. Все следствие планируется передать под крышу новой структуры - Федеральной службы расследований.

3. Собственно милиция - те самые "дяди Степы", с которыми граждане и сталкиваются в своей повседневной жизни, - должна быть преобразована в полицию общественной безопасности. Она, в свою очередь, будет подразделяться на полицию экономической безопасности (нынешние УБОПы), криминальную полицию (угрозыск), муниципальную милицию (участковые, патрульные и др.).

"Патронов не жалеть!"

- РЕФОРМА давно назрела, - говорит экс-начальник ГУВД г. Москвы, а ныне председатель Либерального центра Аркадий Мурашев. - Нынешняя структура МВД насквозь коррумпирована. Главное, чтобы дело не ограничилось сменой вывесок.

Однако некоторые эксперты "АиФ" как раз смене вывесок придают особое значение.

- Слово "милиция" устарело, от него веет чем-то революционным, нездоровым, - утверждает лидер ЛДПР Владимир Жириновский. - В новой федеральной полиции должны быть другие знаки отличия, форма, звания - "урядник", "старшина", "вахмистр" и т. п. Внутренним войскам необходимо придать функции жандармерии, как в царской России. А в кресле главы МВД должен находиться человек, складом характера напоминающий царского министра внутренних дел Трепова, который запомнился фразой: "Патронов не жалеть!"

- Самая главная задача при реформировании МВД - поднять престиж милиции. А сделать это можно, только улучшив работу участковых, - считает авторитетный екатеринбургский политик Александр Хабаров, лидер ОПС "Уралмаш". - Они должны, как и раньше, быть вхожи в каждый дом, знать о том, чем живут люди и какие проблемы их беспокоят. Тогда участковые могли бы содействовать следователям в раскрытии преступлений. А сейчас участковые практически бессильны, потому что, во-первых, их мало, а во-вторых, им не хватает современной техники и оснащения.

Национальная гвардия (бывшие ВВ), как полагает экс-министр внутренних дел России Анатолий Куликов, должна "обеспечивать порядок и безопасность в регионах с повышенной вероятностью конфликтов - например, на Кавказе. А также оказывать населению помощь в случае стихийных бедствий, катастроф, массовых беспорядков".

А вот предложение образовать единую службу расследований вызвало больше всего споров. Против - представители Генпрокуратуры и ФСБ: эти ведомства рискуют в результате лишиться следственных функций. По мнению А. Куликова, с созданием суперслужбы торопиться не следует и вообще сливать в "один флакон", например, расследование экономических преступлений и расследование убийств нецелесообразно.

- Одна из объявленных целей реформы - повысить независимость следственного аппарата от оперативных служб. Но что сможет сделать такой аппарат без оперативного сопровождения? - сомневается член Комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин. - Сидя в кабинете, многие сложные дела распутать нельзя. Формализма и волокиты станет гораздо больше, толку - меньше.

- Единая служба расследований необходима, - возражает известный адвокат Леонид Ольшанский. - Следствие не должно быть под одной крышей с оперативными службами. Иначе они начинают диктовать, кого задерживать, а кого нет. Кроме того, нужно серьезно усилить оправдавшую себя службу собственной безопасности, которая следит за сотрудниками, подглядывает, подслушивает и вручает меченые деньги.

Дайте только срок

ПОКА политики и правоведы спорят, какой должна быть наша милиция, законопроект ждет своего часа под сукном в президентской комиссии, возглавляемой Д. Козаком. И хотят того реформаторы или нет, но есть серьезные опасения в жизнеспособности их детища. Как полагают наши аналитики, скорее всего, реформа правоохранительной системы будет отложена на второй президентский срок В. Путина. Почему? Очень просто: накануне выборов перетряска МВД, какие бы благие цели она ни преследовала, может оттолкнуть от Кремля "электорат в фуражках".

Есть и другая причина. Как полагают некоторые наблюдатели, думская кампания "Единой России", в отличие от выборов 1999 г., будет опираться уже не только на ресурс МЧС, но и на "силы и средства" МВД, чей министр по совместительству возглавляет партию власти. С учетом этого любая деморализация рядового состава крайне нежелательна. А значит, с преобразованиями придется повременить.


Как вы пострадали от милиции?

Виктор ЧЕРЕПКОВ, депутат Гоcдумы:

- САМЫЕ тяжелые испытания в моей жизни мне устраивала именно милиция в Приморье. Она фабриковала дела в отношении меня и моего сына, который просидел в следственном изоляторе три года. Меня пытались отстранить от должности мэра. Генеральная прокуратура и ФСБ раскрыли заговор, а я стал главным свидетелем обвинения. Но меня схватили, избили до бессознательного состояния, затолкали в багажник милицейской машины, чтобы отвезти к морю и утопить. Но я сумел сбежать.

Армен ГРИГОРЯН, лидер группы "Крематорий":

- В 1994 ГОДУ мы, музыканты "Крематория", ехали с гастролей на поезде Москва - Архангельск. Поскольку нас шестеро, то берем обычно два купе (два места свободны). В Вологде к нам в купе вошла проводница и объявила, что хочет подсадить к нам пассажиров. Мы ей два раза корректно ответили, что не хотим никого пускать в свое купе. Когда она пришла к нам в третий раз, мы ее послали открытым текстом. Потом появился милиционер, которого мы тоже послали. А когда пришли его напарники с "черемухой" и с дубинками, их мы послать не смогли, и нас попросту жестоко избили.

Валерия НОВОДВОРСКАЯ, лидер "Демократического союза":

- СЕГОДНЯ милиция - крайне опасная для граждан структура. От милиционера лучше всего схорониться в бузину, пока он тебя не побил, не обобрал и не запер по надуманному предлогу. Во время моих последних встреч с милицией ее представители пытались позавтракать, пообедать или поужинать за счет моих друзей-автолюбителей. Или за счет приезжих - даже не гостей из дальнего или ближнего зарубежья, а сибиряков или краснодарцев.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно