1 ИЮЛЯ цены на бензин в очередной раз выросли, в среднем на 20 копеек за литр. За последние два месяца топливо подорожало уже на 2 рубля. Эксперты взахлеб перечисляют "объективные" причины. Во-первых, цены на бензин растут каждое лето, потому что люди отправляются на отдых, во-вторых, нефть дорожает, в-третьих... Уймитесь, эксперты! Мы это уже знаем наизусть. Тем не менее в Ставропольском крае Федеральная антимонопольная служба заставила некоторые бензозаправки снизить цены.
"В НАШЕМ крае работают 9 нефтяных компаний. В один прекрасный день мы получаем от них отчеты и видим: 92-й везде стоит 12,5 руб., 95-й - 13,5 руб., хотя еще неделю назад цены были разные. Что это, если не сговор? - рассказывает начальник управления Федеральной антимонопольной службы в Ставрополе Владимир Рохмистров. - На оптовом рынке они покупают бензин у разных поставщиков, затраты на коммунальные услуги, налоги тоже неодинаковые. Мы спросили: какие основания для одинакового и одновременного повышения цены?"
Бизнес отбивался агрессивно. Электричество, объясняли они, с января подорожало вдвое, доставка нефтепродуктов - в полтора раза. В общем, удивляться надо не тому, что цены растут, а тому, что они не росли до сих пор.
Комиссия постановила - сделать цены "обоснованными" и вернуть в бюджет незаконно полученный доход. Первому решению подчинились все 9 компаний: 3 понизили цены, 3 повысили, прочие оставили на прежнем уровне. А вот "вернуть доход" продавцы горючего не согласны. "Будем опротестовывать в арбитражном суде. Еще посмотрим, кто окажется прав", - заявили они перед уходом из зала.
Москва диктует
"АиФ" уже не первый раз пишет, что правила на топливном рынке диктует сговор. Примерно раз в год, когда топливные генералы уж очень сильно задирают цены и наносят удар по авторитету власти, государство пугает их санкциями за нарушение антимонопольного законодательства. В позапрошлом году погрозили пальцем "Сургутнефтегазу" - питерское управление МАП обвинило Петербургскую топливную компанию в том, что бензин для городских нужд они приобретают только у "Сургута". В прошлом году были разбирательства в Нижнем Новгороде. Однако ни одного дела о сговоре так до конца и не довели. Чиновники объясняют это просто: у топливных компаний опытные юристы и большие деньги.
В том же Ставрополье члены комиссии пытались понять, кому принадлежала инициатива поднимать цены - местным компаниям или московским хозяевам. Ставропольские фирмы утверждали, что сделали все сами. "Дочка" крупной нефтяной компании заявила, что команда последовала из Москвы.
"В Карелии цены диктуют московские компании, которым принадлежат все карельские АЗС: ТНК, "Росика" и "Петройл-Октан", - сказали нам в Минэкономразвития Карелии. - Но повлиять на них не можем ни мы, ни антимонопольный комитет". На Дальнем Востоке антимонопольная служба начала было проверку, но тоже ничего не доказала. Показательно, что бензин в Хабаровске, где есть свой нефтеперерабатывающий завод, дороже, чем в Приморье, где все топливо привозное. Объяснение простое - в Приморье бензин везут с трех разных заводов, конкуренция снижает цену.
В июне антимонопольная служба в Астрахани обвинила в сговоре автозаправки "Газпрома" и "ЛУКОЙЛа", которые друг за другом установили одинаковые цены. Но и там доказать ничего не удалось.
"Нас обвиняют каждый год. Мы уже привыкли, - говорит пресс-секретарь "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов. - Одним из плюсов приватизации нефтяных компаний было создание конкурентного рынка. Так что глупо обвинять нас в сговоре с нашим конкурентом".
Золотой теленок
"НА ПЕРВЫЙ взгляд у нас много сильных и крупных нефтяных компаний, и, казалось бы, они должны конкурировать между собой, - говорит руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. - Но в действительности там много монополистов, особенно по регионам. Что касается роста цен, я уверен, что Россия - страна ценовых сговоров". Тем не менее, чтобы это доказать, надо предъявить суду протокол о сговоре, причем с подписями заинтересованных компаний. Но таких протоколов в природе не существует! "Во всем мире, - продолжает И. Артемьев, - есть понятие "сознательный параллелизм", то есть, если компании одновременно повысили цены и этому нет никаких экономических обоснований, такое дело объявляется судом противоправным. Все виновники объявляются участниками "картельного соглашения". Они обязаны компенсировать ущерб пострадавшим: и гражданам, и компаниям".
В "Золотом теленке" Ильфа и Петрова несколько жуликов - сынов лейтенанта Шмидта собираются на Сухаревской площади и делят страну на секторы. После этого каждый из них начинает бомбить исполкомы в своем секторе. Нефтяные бароны использовали ту же схему. "СИДАНКО" достался Дальний Восток и Северо-Запад. Юг Сибири оказался у "Сибнефти". "ЮКОСу" отошел центр Сибири, Средняя Волга и наша западная Европа. "ЛУКОЙЛ" взял себе регионы ближе к Каспию, а также часть Ростовской области. ТНК заняла Центральную Россию.
Россия - страна, в которой бензина хоть залейся. Сегодня это наше единственное серьезное достояние. Чем дороже нефть на мировом рынке, тем лучше должно быть для всей экономики. Возможно, так оно и есть, однако для каждого отдельного автомобилиста это оборачивается катастрофой. Неужели государство не способно навести порядок на бензиновом рынке?