Примерное время чтения: 8 минут
146

Д. Рогозин: "Либо Россия будет неделимой, либо ее не будет вовсе"

ПРЕДЛОЖЕНИЯ по переустройству России явно оживили осенний политический пейзаж страны. Многие партийные лидеры выступили с резкими скандальными заявлениями. В результате полемика временами стала напоминать предвыборную.

Журналисты "АиФ" попросили Дмитрия РОГОЗИНА (партия "Родина") прояснить свою позицию.

Долой хамство и байство!

- ДМИТРИЙ Олегович, многие воспринимают ваши патриотические слова и риторику как националистические. На этой теме очень легко сделать имидж в России, и вы уже не первый пытаетесь собрать урожай на этой ниве.

- Если под нацией понимать Россию, то да, мы - националисты. Но только в этом смысле. Что касается этнического подхода, то в нашей партии состоят люди самых разных национальностей. Например, недавно членом партии "Родина" стал бывший мэр Грозного Бислан Гантемиров. Мы объединяем патриотов России, сторонников идеи социальной справедливости. Кто нас называет националистами? Те, кто шантажирует страну своей местечковой русофобией, кто подстрекает национальные республики Северного Кавказа и Поволжья к мятежу. Согласитесь, что это нездоровая ситуация, когда внутри России процветают восточные деспотии во главе с несменяемой десятилетиями хищной национальной элитой.

- Но их ведь избирают и русские, и башкиры, и татары, и многие другие.

- А почему вы считаете, что, скажем, Шаймиев выражает волю всех татар? Вы спросите татар - так они думают или нет. Татары - не индейцы, чтобы жить в резервации, пусть даже и процветающей за счет других регионов России. Уверен, что для татар важнее было бы чувствовать себя комфортно на всей территории России, ощущать себя представителями государствообразующего народа, великой нации. А что делать другим народам - их у нас 175, - которые не имеют национальной государственности внутри России? 22 народа имеют, а остальные не имеют. В том числе и русские не имеют. Мы предлагаем построить государство гражданское. А не государство матрешечное, лоскутное. Какой же здесь национализм? В чем он проявляется? В том, что мы пытаемся разрушить власть этнических бюрократов внутри России?

- А вы не боитесь, что начнется передел политический и территориальный? Пусть не 80 процентов голосовавших за национальных лидеров, пусть 20 процентов выйдут на улицы, и все это приведет к всплеску противостояния.

- Оставлять так, как есть сегодня, опасно. Не может наша огромная и многонациональная страна жить под постоянным страхом распада по балканскому сценарию. Никогда Россия не была договорной федерацией, да и не может быть в силу своей истории и размеров. Либо Россия будет единой и неделимой, либо ее не будет вовсе. Поэтому идея укрупнения регионов - полезная. И идея назначения губернаторов - тоже. Это процесс нешуточный. Конечно, здесь очень важна последовательность, видение перспективы.

Именно этого мы ждем от Путина - стратегии укрепления страны. Именно такое недвусмысленное заявление президента разом сняло бы спекуляции на тему, что якобы послебеслановские инициативы направлены лишь на укрепление его личной власти. Действовать нужно немедленно, иначе вакуум власти заполнят другие. Приведу пример. По центральному телевидению постоянно показывают Кадырова-младшего, который то и дело развязно похлопывает по спине чеченского президента Алханова. А что, кто-нибудь из наших силовиков или министров может гарантировать, что "наш Кадыров" со своими 10 тысячами бородатых орлов будет лоялен России всегда? Я сам с удивлением наблюдал, проезжая по Новому Арбату, как этот парень, решив, видимо, отужинать, перегородил центр Москвы бронированным "ЗИЛом" и сопровождающими его десятью машинами охраны с мигалками! Так он демонстрирует, что именно себя считает новым хозяином России. К сожалению, это и верный признак слабости федеральной власти, заискивающей перед бывшими чеченскими братками.

Не справился - в отставку!

- ДМИТРИЙ Олегович, но пока вы в основном критикуете. Это легче, чем что-то делать и отвечать за это.

- Мы готовы к созидательной работе и знаем, с чего начнем. Вначале установим критерии ответственности власти. Первое - рост благосостояния. Это экономически и математически все рассчитывается: что мы едим, что мы пьем, какой достаток в семье, может ли эта семья позволить себе минимум троих детей, дать им хорошее образование, доступ к культуре, к театрам и т. д. Рассчитывается через душевой доход. Второе - рост продолжительности жизни. Третье - укрепление безопасности и правопорядка. Мы предлагаем критерии, по которым можно оценить эффективность работы правительства. Если оно в течение двух лет не продемонстрирует прогресс хотя бы по одному из этих показателей, кабинет министров автоматически уходит. И не надо нам рассказывать об удвоении ВВП. Совокупный экономический рост 6-7 процентов, о котором рапортует Греф, - это профанация. Прирост ВВП считать надо раздельно: ТЭК и остальной, реальный сектор производственной экономики. В условиях северной страны энергетика - политический инструмент. Тот, кто владеет рубильником, по власти своей даже больше чем президент. Чубайс - он важнее всех сейчас. Вот мы начнем с этого - с определения, кто за что должен отвечать. И как отвечать - каков механизм поощрения или отставки.

- Почему сейчас это не делается? Посмотрите, сколько произошло трагедий. Почему никого не снимают и никто не подает в отставку? А бывает наоборот - получают Героев России.

- Мы сейчас направили в кремлевскую администрацию запросы в отношении одного гражданина, который стал Героем России. В первую чеченскую был так называемым полевым командиром, "бригадным генералом". Возможно, очень даже возможно, что убивал наших. Недавно стал депутатом от "Единой России", и вроде бы ему на днях дали Героя России. Сейчас мы проверяем это. Подтвердится - я представляю, что скажут о власти настоящие Герои Советского Союза и России. Они-то проливали кровь свою.

После Буденновска все ельцинские силовики враз взяли ответственность на себя и подали в отставку. А эти?! Как ни в чем не бывало. Нет у меня никаких ответов, кроме одного - нам нужны сильные силовики. Слабые - пусть идут в вышибалы.

- Сейчас многие понимают, что должен быть порядок, и в то же время боятся, что вернутся худшие времена Советского Союза. Увеличивается барьер для прохождения в Думу, и, соответственно, уменьшается количество партий. Теперь вот партийная принадлежность министров. Это тоже фактически то, что было при КПСС...

- Мне кажется, что партизация правительства - штука полезная. Объясню почему. "Партия власти", почуяв неладное, может вмиг "отскочить в сторону", дистанцироваться от тех решений, которые принимало связанное с ней правительство. Поэтому партии должны нести ответственность за своих выдвиженцев в креслах федеральных чиновников.

- Что ж, в итоге получается, что выборы президента - главное персональное волеизъявление народа? Остальное - по спискам (партии) или опосредованное (губернаторы).

- Мы согласны с тем, что можно перейти на пропорциональный принцип избрания Госдумы по партиям, но при условии, что Совет Федерации не будет состоять из олигархов, "проспонсировавших" губернаторов, а будет избираться прямым голосованием. Сейчас предполагается, что губернаторы будут избираться законодательным собранием субъекта Федерации по представлению президента. Но как можно и з б и р а т ь на безальтернативной основе? Губернаторов следует просто честно и официально назначать. Мы президента избрали и теперь хотим знать точно, насколько он силен в кадровой политике. Нам неинтересны басни губернаторов о том, что они умом хороши, а федеральный центр у них отнял налоги, и они не могут реализовывать региональные программы. И президент чтобы потом не оправдывался, что он хороший, но на местах сидят такие "чмошники", которые саботируют выполнение президентских программ. Более того, я считаю, что не надо ждать окончания сроков полномочий губернаторов до 2009 года, и предлагаю провести их переаттестацию уже в начале 2005 г.

Не надо думать, что Конституция неприкасаема

- ВЫ ТАКЖЕ говорили, что и мэров региональных центров тоже надо назначать. Но ведь помимо закона о самоуправлении, который при этом нарушается, существует еще несколько международных хартий, согласно которым мэры избираются.

- Мэр миллионного города не может считаться "главой местного самоуправления". Это несерьезно. Поэтому его, во избежание типичного для всех регионов страны противостояния с назначенным губернатором, тоже следует назначать. Все можно сделать по закону. В конце концов, не надо думать, что Конституция неприкасаема. Конституционную реформу надо проводить аккуратно. Если есть представление о новой политической системе, это надо реализовать федеральным конституционным законом. На историческом рубеже ни Кремль, ни нация не имеют права расслабляться. У нашей страны - великое будущее, и приближать его надо сегодня.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно