"ВЫ БОИТЕСЬ смерти?" - задали мне "приятный" вопрос накануне юбилея. Подумал и ответил: "Смерти я боялся почему-то в детстве. А сейчас мне как-то некогда об этом думать", - говорит Николай Караченцов.
27 октября популярному актеру исполнилось 60 лет.
Бога за бороду
- В СОВЕТСКОЕ время творческие люди получали гарантированную зарплату, но над ними висел дамоклов меч цензуры. Сегодня нужно много "крутиться", чтобы заработать на жизнь, зато говорить можно о чем хочешь.
- Помню, когда началась перестройка, Михаила Жванецкого спросили: "Как вы перестроились?" Он ответил: "А мне нечего перестраиваться. Я и раньше не врал". Мне повезло: наш театр тоже никогда не врал.
А сегодня у художника есть свобода. Но творчество и искусство всегда ходят по лезвию бритвы. Одно дело - эзопов язык. Другое - фига в кармане. Бога за бороду дергать нельзя. Есть и в искусстве запретные вещи. Нельзя показывать, как мучают ребенка...
- Завидуете американцам с их налаженной жизнью?
- Нет. Россия сегодня маленькими шагами, но идет вперед. А я живу здесь и понимаю, что этого не изменить. И счастлив, что здесь живу. А еще я ко всему продукт Москвы. Знаю, что людям, которые родились не в этом городе, Москва не всегда приятна и хороша. Суета, толкотня, "большая деревня", все хамят... Для меня это родное. Да и не хамят, по-моему (улыбается). Когда ездил за границу, никогда не думал, чтобы там остаться. Более того, одна из главных мыслей была (хвастливым голосом): "Я еду, чтобы побыстрее вернуться и рассказать - такого там повидал!"
Да, американцы, с одной стороны, - великая нация. С другой - у них нет Пушкина, Достоевского, Чехова. Это у нас были Эйзенштейн, Таиров, Тарковский. Американцы развивают свое искусство и на нашей базе тоже. Но вот вопрос: почему Смоктуновский, Леонов, Пельтцер (долго можно перечислять) никогда в жизни не зарабатывали так, как зарабатывают средние артисты в Голливуде? Некоторые семьи наших известнейших актеров сегодня бедствуют потому, что артист умер, так и не сумев ничего оставить семье. А правнуки любой голливудской звезды будут жить припеваючи даже на том, что лишний раз покажут картину с участием их прабабки.
- Армен Джигарханян сказал: "Настоящий актер - хорошее животное. Ему организм помогает играть".
- Ну, если бы актеры были бы совсем животными, то на Отелло не хватило бы Дездемон... Расскажу одну историю. Шаляпин играл Бориса Годунова. В финале спектакля он должен был подниматься по громадной лестнице на самый верх, там стоял трон, где он красиво "умирал". Помните - "мальчики кровавые в глазах"... Но однажды Шаляпин, не дойдя шага до трона, оступился и кубарем скатился вниз. Занавес закрылся. Все, кто был в театре, кинулись к нему: "Федор Иванович! Что с вами?" Он, как ни в чем не бывало, улыбнулся: "Да со мной ничего! Просто я увидел, как какой-то идиот на пятом ярусе выпустил из рук программку, и она стала спускаться вниз. Я боялся, что это может отвлечь зрителя от очень важной сцены. И надо было сделать что-то невероятное... Организм подсказал именно этот ход". И... Естественно, никто из зрителей этой плавно падающей программки не увидел.
О стыде
- НА ЧТО только не идут люди, чтобы добиться желаемого. Переспать, продать, предать - все методы хороши.
- Часто люди гордятся чистой совестью только потому, что у них - короткая память. Ваш вопрос ведь не о том, как продать себя подороже, а насколько человек должен сохранить свое лицо и не подстраиваться под компанию, под ситуацию. Можно, конечно, всю жизнь прожить на компромиссах с самим собой. Но будешь ли ты при этом спокойно спать и уважать себя? Стыд - великое чувство. Куда денешься, если сам себя считаешь дерьмом?! У человека должно быть понятие "стыдно", которое ему вложили мама с папой.
- Вы совершали поступки, за которые вам стыдно?
- Конечно. Но я никогда о них не скажу.
- У Шукшина есть замечательная фраза: "И в приступе дурной правды он сказал ему, что его жена живет с агрономом".
- Есть такое понятие - "святая ложь". Нельзя говорить горбатому, что он горбатый. Или пришел к тебе коллега после спектакля в слезах - сам понимает, что сегодня плохо сыграл, и спрашивает: "Ну как?" А ты ему резвым голосом: "Да, завалил ты роль!" Нет, язык не повернется. Ответишь: "Да ничего, подумай только над этим и вот над этим. Тогда все сложится". Компромисс ли это с самим собой? Не знаю.
Меня мама учила: прежде чем что-то заявлять, оговорись: я так думаю, мне кажется. Не нужно выносить вердикт, будто ты представляешь истину в последней инстанции. Иначе это приступ той самой дурной правды. Представьте, кто-то женщине говорит: "Я вчера видел, как твой муж... Хочешь в подробностях?" Да заткнись ты, неудобно.
- Какой-то вы нетипичный артист. Считается, что актеры - сплетники.
- А еще бабники и т. д. и т. п. Про то, что мне всю жизнь приписывают алкоголизм, я и вовсе молчу. Расхожее обывательское дурное мнение. Почему я должен быть сплетником? Да неинтересно мне это.
- Вы говорите, что у вас нездоровая любовь к теннису. А почему нездоровая?
- Потому что я не имею возможности играть в теннис регулярно. Любой нормальный человек, у которого испокон веков заведен определенный режим жизни, знает, что в понедельник, среду и пятницу с 19 до 21 он играет в теннис. У меня так не может быть. Сегодня есть спекталь, завтра нет. Репертуар на нынешний месяц не похож на репертуар прошлого месяца... Я выхожу на теннисный корт, как в последний раз. Понимаю, что уже надо остановиться, падаю, еле ползаю. Это и есть нездоровая любовь - дорываюсь и играю, причем не так складно, как об этом говорю.
- Один актер сказал, что у него есть такое понятие НЧК - нормальный человеческий комфорт. А у вас что в него входит?
- Часто слышу от знакомых: "Эх, вот бы мне такую машину лет 15 назад!" Но 15 лет назад я был рад и "Жигулям". Мне всегда все нравилось в тот момент, когда я это получал. Автомобиль - замкнутое вроде пространство. А дает ощущение свободы. Куда хочу, могу поехать. Никто меня не щипает, не задает дурацких вопросов (не в обиду вам будет сказано).
Мне нельзя ходить в рваных джинсах, потому что у меня прилюдная профессия и на меня смотрят. Но культа из одежды не делаю. У меня спортивно-джинсовый стиль, выработанный годами. Мне так удобно а) жить, б) работать.
Юлиан Семенов сказал: "Деньги - отштампованная свобода". Я думаю, это выражение верное. Как ни странно, деньги дают свободу. Человек может купить любимой женщине ту бирюльку, которая ей НРАВИТСЯ, поехать отдыхать туда, куда ХОЧЕТ.
- Чем занимается сын?
- Андрей окончил факультет международного права МГИМО. У меня есть внук Петр Андреевич, которому два года.
- У вас очень уставшие глаза. Все надоело?
- Когда надоест, надо уходить из профессии. Я никогда не жалуюсь на свою загруженность. Хотя бы потому, что меня не снимали и снимать не очень хотели. Кинематографические начальники говорили: "Насколько Караченцов фотогеничен? Можно ли ему доверять играть положительные роли?"
98% артистов, наверное, мечтают о такой судьбе, какая сложилась у меня. А уставшие глаза... Вы меня поймали в такой день, когда я встал в половине четвертого утра. До этого была неделя выступлений с сольным концертом. Каждый день в разных городах. Подъем в 7 утра, автомобиль и езда в скрюченном состоянии в течение 4-5 часов.
- Вы такой постоянный? У вас всю жизнь одна жена, один театр.
- Не знаю какой. Надо спросить у театра и у жены. Консерватизм считается как бы дурным понятием. Человек, обладающий этим качеством, - кондовый, в старых привычках, не принимающий ничего нового, рутинный. Но мне хотелось бы считать себя человеком современным. Но... Я обитаю почти в последней от сцены гримерке. Мне ее дали в "Ленкоме" после прихода из театрального училища. Несколько раз была возможность перейти поближе. Но... не могу. Это мой стол, мои ребята здесь сидят. Как это обозвать? Может, верность?.. Сам не знаю.