Продолжаем публиковать отрывки из книги известного предпринимателя Артема Тарасова "Миллионер". Начало в N 35.
Откуда Герман?
ЕЩЕ один очень талантливый молодой человек в моей жизни - Герман Стерлигов, с которым я познакомился гораздо раньше, в 1990 году, при весьма неординарных обстоятельствах.
Однажды в моем офисе раздается звонок: некий Стерлигов, владелец частного сыскного агентства, сообщает, что случайно вышел на след людей, которые самым серьезным образом копают под мою компанию "Исток".
- Если вы найдете время со мной встретиться, я представлю документы, которые попали ко мне от этих людей, - сказал он.
Вот такой был загадочный звонок. Я договорился о встрече у метро "Новокузнецкая". Мы подъехали туда на машине. Я вышел, смотрю: стоит худенький мальчик в очках, весь такой субтильный - Герману тогда было двадцать два года. И еще, кажется, трясется от страха...
И вдруг он мне протягивает выписки с банковских счетов "Истока"!
Я спрашиваю:
- Ты знаешь, кто под нас копает?
- Твердо пока не знаю, - отвечает Герман, - хотя определенные догадки есть. И если вы наймете мое агентство, мы все для вас выясним.
- Хорошо, сколько вы хотите получать?
- Пять тысяч рублей... за всю работу!
Нет проблем!
Я тогда ему сразу поверил. А как не поверить, если тебе показывают твои же банковские документы?!
Уже потом, через несколько лет в Лондоне, Герман признался мне, что все это был чистой воды блеф, - он сам добыл эти документы специально, чтобы добиться встречи со мной. Причем сделал это самым простым способом. Герман просто приехал в Мосжилстройбанк и сказал: "Здравствуйте, я представитель "Истока". Дайте мне последние выписки со счетов". И ему отдали...
Улет "Трансаэро"
ПОКА Герман раскручивал свою биржу, я занимался созданием "Трансаэро" - первой в России независимой авиакомпании. Однажды ко мне пришли двое молодых ребят, один из них был Саша Большаков, а другой - Гриша Гуртовой.
Эти двое ребят оказались достаточно подкованы в своей области, закончили МАИ, работали в авиации, знали это хозяйство изнутри... И вот они говорят:
- Артем Михайлович, есть великолепный бизнес! Давайте создадим частную авиационную компанию, чтобы у "Аэрофлота" появился конкурент!
Как оказалось, Саша был сыном знаменитой женщины - генерала авиации Анодиной. Она тогда руководила закрытым авиационным институтом и, будучи в бальзаковском возрасте, была просто красавицей и очень обаятельной женщиной.
Когда я рассказал об этой идее премьер-министру России Ивану Силаеву, тот очень обрадовался. Авиация была его детищем, его неразделенной любовью. И, кроме того, оказалось, что он дружил с Анодиной, а возможно, старался за ней ухаживать. Поэтому новому министру транспорта России Ефимову было дано немедленное поручение: поддержать депутата Артема Тарасова в создании первой независимой в России авиакомпании.
Ребят для начала нужно было где-то разместить. Я позвонил Герману, и он сразу согласился выделить для "Трансаэро" кусочек офиса "Алисы". Правда, там они задержались ненадолго. Привыкнуть к обстановке, в которой работали сотрудники "Алисы", и в самом деле было непросто. Дело в том, что Герман буквально за считаные месяцы превратился в жестокого диктатора. Одним из его любимых развлечений стало ходить по офису в бронежилете и стрелять в потолок из пистолета. И весь потолок и даже двери его кабинета были изрешечены пулями.
Первый бизнес для компании "Трансаэро" я организовал через свои связи в Нью-Йорке. Мне удалось встретиться там с главой Центра еврейской общины. Мы договорились начать первые прямые полеты по маршруту Москва - Тель-Авив для новой компании "Трансаэро". Для этого все нашлось. И первый "Боинг", и деньги. Нью-йоркский центр стал платить по 400 долларов компании "Трансаэро" за каждого еврейского эмигранта, вылетевшего в Израиль на нашем самолете. Это было по тем временам потрясающе выгодным бизнесом. "Аэрофлот" не летал в Израиль по политическим соображениям - в связи с поддержкой СССР арабских стран.
Когда я уехал из России, у меня оставалось 75 процентов акций "Трансаэро". Чтобы избавиться от меня как от опасного акционера, компанию "Трансаэро" просто перерегистрировали под тем же старым названием, но уже без меня. А в 1995 году, когда я вернулся обратно в Россию, меня даже не пригласили на пятилетие "Трансаэро". Счастливого полета вам, ребята...
Продолжение следует