В ПОНЕДЕЛЬНИК, 13 сентября, президент объявил о довольно резкой смене курса, которым страна шла последние 5 лет. Изменения в политической системе планировались давно, но события в Беслане заставили В. Путина резко ускорить процесс.
Первое. Стало очевидным, что борьбу с терроризмом на одном президентском авторитете не выиграть. Ей нужна мощная политическая поддержка со стороны крупных партий. Отсюда - переход к выборам в Госдуму только по партийным спискам.
Второе. Главы субъектов Федерации будут утверждаться их законодательными собраниями по представлению президента. Согласитесь - непросто требовать с того же всенародно избранного М. Зязикова борьбы с террористами, если в момент нападения на его республику и на соседний Беслан его даже найти не могли? Назначенец будет проворнее.
На первый взгляд совладать таким радикальным и спорным образом с региональной властью совсем непросто. Но удивительное дело: большинство губернаторов вовсе не против упразднения выборов. Причем не из любви к президенту, а ради собственной выгоды.
Дело в том, что в ближайшие 2-3 года у многих из них закончится третий, а то и четвертый срок нахождения у власти. По закону, пусть даже несколько запутанному, все они должны сойти со сцены. А тут проявил лояльность - глядишь, тебя и опять назначат.
Есть одно "но". В 1996 году Конституционный суд признал не соответствующим Основному закону избрание главы Алтайского края местным парламентом. Как президент и его администрация обойдут Конституцию - неясно.
Обе эти меры выглядят довольно экстремальными. Поэтому президент предлагает ввести институт негосударственного контроля - Общественную палату. Кто в нее войдет и с какими полномочиями, не сказано. Но само предложение обнадеживает, так как палата будет проводить экспертизу предлагаемых законов.
Особо слабое звено - социально-экономическое положение северокавказских республик. Безработица и доходы населения здесь в несколько раз ниже общероссийских. Сформировалась питательная среда терроризма, и с ней пора кончать. Эту задачу поручено решить известному своей жесткостью Д. Козаку. Он назначается полпредом Кремля по Южному федеральному округу. Основная задача - прервать экономическую "безнадегу" Чечни, Ингушетии, Дагестана, Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Соответствующие материальные ресурсы будто бы обещаны.
Уже говорят: если г-ну Козаку удастся сдвинуть дело с мертвой точки, наладить процесс, через год-два он станет премьер-министром. Хотя на Кавказе и не такие обламывались.
Есть возможность проявить себя и новому "региональному" министру В. Яковлеву. Если его назначение действительно серьезное, то он получит для своего министерства здание еще сталинского Наркомнаца. Оно удачно расположено, отремонтировано и даже имеет винные погреба. Кстати, чтобы прибрать его к рукам - в пользу Минэкономразвития, - Миннац РФ в свое время вообще ликвидировали.
Все эти меры, по замыслу президента, должны создать монолит исполнительной власти в Центре и регионах. Хорошо бы, невинные от такого монстра не пострадали, а только неуловимые террористы.
Сказал президент и о более конкретных антитеррористических мерах. Читайте об этом в статье "Уроки Беслана: как будем бороться с террористами".